В коллекции товаров-имитаций - пополнение. На этот раз бдительный читатель прислал нам пачку сигарет. Взяли мы ее в руки - "Прима" как "Прима", а пригляделись - "Приам". Ошибиться просто: пачка такая же красная, шрифт один в один, лишь последние буквы поменялись местами.
Имитатору суд не страшен? Своя рука - владыка
Изготовитель имитации безбоязненно указал на пачке имя своей фирмы - "МосКомТабак". И адрес: Москва, ул. Бахрушина, 25. Связаться с генеральным директором этого предприятия господином Тертеряном было несложно. Он даже согласился приехать в редакцию "Спроса".
Но доводы о том, что приличному предпринимателю недостойно производить продукцию-имитацию, неприлично за счет чужой известной торговой марки "раскручивать" свою продукцию, на нашего гостя впечатления не произвели: господин Тертерян вовсе не считает "Приам" имитацией "Примы", более того, он заявил, что имеет полное право выпускать и то и другое - кто может запретить копировать, имитировать свой собственный товар?
Вот это да! До сих пор все производители имитаций, с которыми мы сталкивались, откровенно паразитировали на чужих товарных знаках, а тут получается, что "МосКомТабак" имитирует свою же продукцию. Странно, не правда ли? Мы решили в этом разобраться.
Кто хозяин "Примы"?
Оказывается, производство "Примы" - очень выгодное дело, практически гарантирующее доход. Эти дешевые сигареты популярны у почти 50 процентов курильщиков в нашей стране. А если еще учесть их низкую себестоимость, то становится понятно, почему они так привлекательны для многих предпринимателей.
До недавнего времени у "Примы" не было хозяина, и ее мог выпускать любой желающий. Однако летом 1999 года собственником торговой марки "Прима" стало ЗАО "Лигегг-Дукат", которое в свою очередь передало свои права на этот торговый знак ассоциации "Табакпром". В эту ассоциацию входят 24 российские табачные фабрики, на законных основаниях выпускающие "Приму" и другие сигареты. Остальные предприятия должны были прекратить выпуск сигарет с таким названием 1 ноября 1999 года.
Заместитель генерального директора ассоциации "Табакпром" Евгений Аксенов, естественно, знает о том, что на табачном рынке много и подделок, и имитаций "Примы". Ассоциация старается выявлять незаконных производителей, рассылает им письма, в которых предупреждает о гражданской и уголовной ответственности за нарушение закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".
Мы спросили, имеет ли право "МосКомТабак" выпускать "Приму"? Оказалось, что нет, поскольку это предприятие не входит в ассоциацию "Табакпром".
Так же категоричен был ответ господина Аксенова насчет сигарет "Приам" - это, по его мнению, безусловно, имитация "Примы". Производитель "Приама" сохранил цвет упаковки и воспроизвел оригинальный шрифт. Он явно пытается замаскироваться под "Приму" и тем самым вводит покупателя в заблуждение.
Нарушение очевидно. Но борьба бессмысленна
Естественно, нас интересовало, намерена ли ассоциация предпринимать какие-либо меры против имитаторов.
- Мы можем обратиться в суд, - ответил господин Аксенов. - Будет назначена экспертиза, которая определит сходство "Приама" с "Примой". Если решат, что они похожи до степени смешения, то суд запретит "МосКомТабаку" производить эту имитацию. Но на это уйдет очень много времени. Не исключено, что, затеяв судебное разбирательство, мы не найдем ответчика или он к тому времени прекратит производство "Приама". К тому же объем выпуска "Приама" столь мал по сравнению с продукцией наших фабрик, что мы не рассматриваем его как конкурента.
На вопрос, что может ассоциация посоветовать потребителям, чтобы отличить имитацию от подделки, заместитель главы табачников изрек:
- Быть внимательней при покупке. Да, оказывается, что не всегда производитель хочет бороться с имитаторами. Для одних их продукция - лишь капля в море, никак не отражающаяся на прибыли. У других свои резоны молчать - они боятся отпугнуть покупателей от своих товаров. Где гарантия, что потребитель захочет скрупулезно искать признаки подлинности, а не купит другой продукт, вокруг которого нет шумихи с подделками?
Как видим, производитель печется в первую очередь о доходах, а вовсе не о своем добром имени и интересах потребителей. А имитаторы этим пользуются.
Пусть суд решит, кто прав
Надо признать, что определенный резон в такой позиции есть. В этом еще более убегает история, как американская табачная компания "Филип Моррис" защищала свои права на товарный знак в нашем суде. Обнаружив в табачных киосках сигареты "Союз Планета", разительно похожие на свои собственные "Союз Аполлон", она обратилась в суд с иском к фирме "Инвест-Траст", производящей имитацию.
Ну и что? А ничего. Дело в том, что термин "схожесть товаров до степени смешения" весьма туманно прописан в законе РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". И каждый может трактовать его по-своему. Вот как, например, определил эту степень схожести арбитражный суд Московской области под председательством судьи А.В. Смысловой:
"Обозначение "АПОЛЛОН СОЮЗ" и "ПЛАНЕТА СОЮЗ" различается фонетически и графически за счет различия слов "АПОЛЛОН" и "ПЛАНЕТА"... Кроме того, в рисунке товарного знака истца изображены два космических корабля в состыкованном состоянии, в то время как на аналогичном рисунке ответчика изображен один космический корабль, имеющий принципиально иное изобразительное решение".
Помимо того, суд обнаружил, что сигареты "Союз Аполлон" вообще не зарегистрированы фирмой "Филип Моррис". Не поколебали в этом мнении принципиальный суд и уверения истца, что сигареты входят в зарегистрированный им класс товаров, который называется "Табак, курительные принадлежности и спички". В итоге компании в иске отказано. Впрочем, представители "Филип Моррис" не сдаются - готовят более весомые доказательства и надеются отстоять свою торговую марку в Высшем арбитражном суде. Поживем - увидим.
А что же "Инвест-Траст"? Его представители так характеризуют себя в интервью журналу "Табак и бизнес": "У нас молодой, динамичный, хороший коллектив думающих, профессиональных людей. И путем хорошей организации, трудолюбия, честности, открытости идем к результатам".
"Инвест-Траст" расценил претензии компании "Филип Моррис" как методы конкурентной борьбы и обратился в Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства с соответствующим заявлением. Правильно говорят: лучшая защита - нападение.
Выход есть!
Значит, и в суде не найти управы на злостных имитаторов?
Действительно, методика рассмотрения подобных дел и система используемых доказательств при определении степени схожести товаров пока только осваиваются арбитражными судами. Получается замкнутый круг: производители не обращаются в суд - соответственно нет судебной практики. Нет судебной практики, нет выигранных дел против недобросовестных конкурентов - производитель не идет в суд, дабы не терять время и деньги.
Кто-то должен этот круг разорвать. На наш взгляд, дело за честными предпринимателями. Если вы обнаружили имитации ваших товаров, идите в суд, обращайтесь в Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Словом, защищайтесь. Спасая себя, вы спасаете нас, потребителей!
"Спрос".