ЗАО "Кварцит": испытание на прочность
МНОГОЛЕТНЯЯ деятельность ОАО "Фосфаты" неоднозначно воспринималась в районе. В семидесятые годы особую озабоченность экологов вызывало бурное развитие карьеров, повлекшее за собой снос не одной деревни и вырубку лесов на больших площадях.
Но будем объективны и признаем значимость и экономическую целесообразность использования недр на благо человека, что широко практикуется во всех странах мира. Другое дело, следовало вовремя приводить в порядок отработанные карьеры, проводить рекультивацию территорий и не обострять отношения с общественностью, с осуществляющими контроль организациями.
За годы деятельности горнодобывающего предприятия выросли не только новые массивы леса, но и два поселка городского типа - Лопатинский и Фосфоритный - со школами, детскими садами, больницами, магазинами, учреждениями культуры. Не одна тысяча рабочих, специалистов и служащих трудилась на обогатительных фабриках, в карьерах, вспомогательных цехах, их семьи были спокойны за будущее своих детей.
Однако с начала экономических реформ положение ОАО "Фосфаты год от года осложнялось, пока дело не дошло до миллионных долгов. В 2000 году Арбитражный суд Московской области по ходатайству кредиторов принял решение о введении процедуры банкротства и назначил внешнего управляющего.
Судьба предприятия как единого хозяйственного и производственного механизма была, можно сказать, предрешена еще ранее, в 1998 году, после выделения двух основных структурных подразделений и образования ЗАО "Кормофос" и ЗАО "Кварцит" с одобрения собрания акционеров ОАО "Фосфаты", что, думается, было сделано своевременно. Сегодня эти самостоятельные коллективы, сохранив технологическое оборудование и костяк кадров рабочих и специалистов, делают шаги к стабилизации производства, имеют твердые намерения увеличивать объемы выпуска продукции.
О ТРУДОВЫХ буднях ЗАО "Кварцит" корреспондент "НС" беседовал с генеральным директором С.Б. ПАРШИКОВЫМ.
- Сегодня нашими клиентами являются несколько десятков предприятий машиностроительной отрасли, заводы по производству стекольной продукции, а также строительных материалов, - рассказывал Сергей Борисович. - У каждого из них свой интерес: одни приобретают формовочные пески, другие - стекольные, третьи - молотый кварц. Объем отгруженной продукции за 2001 год составил более 200 тысяч тонн. Но этого недостаточно для того, чтобы удовлетворить нужды потребителей. Поэтому в 2002 году поставки увеличатся практически в два раза. Для добычи и переработки песков предприятие располагает всеми необходимыми мощностями и оборудованием.
Средняя численность работающих в 2001 году составила 380 человек, среднемесячная зарплата - 3600 рублей.
Рабочим предоставляются различные льготы, предусмотренные действующим законодательством. Предприятие испытывает недостаток в кадрах. Нам требуются водители грузовых автомобилей, машинисты бульдозеров, газоэлектросварщики, слесари-ремонтники. Эту проблему планируем решать за счет обучения специалистов на средства предприятия.
- Скажите, каковы перспективы развития производства?
- Приоритетным направлением считаем совершенствование технологии с целью повышения качества продукции, увеличения объемов. Кроме того, планируется строительство стекольного завода, работа по проектированию которого уже ведется. При благоприятных условиях в конце 2003 - начале 2004 годов намечаем выпустить первую партию продукции. Какую конкретно, пока сказать сложно, поскольку предполагаемые для установки технологические линии можно перенастраивать, а как сложится рынок через два-три года, предугадать нельзя.
- Вопрос привлечения инвестиций вас не волнует?
- Он в основном решен. Объемы привлекаемых средств составят несколько десятков миллионов долларов.
- Не могли бы назвать предполагаемую численность коллектива?
- Ориентировочно при вводе в эксплуатацию завода в ЗАО "Кварцит" будет дополнительно создано 300-350 рабочих мест. Мы понимаем, какие кадровые сложности могут возникнуть, однако постараемся привлечь, заинтересовать молодежь поселков Фосфоритный и Лопатинский.
- Деятельность вашего предприятия влияет на состояние окружающей среды?
- Никоим образом. Повседневной заботой администрации наряду с добычей песков является рекультивация земель в карьере. В 2001 году были проведены работы более чем на 12 гектарах. На сегодняшний день от соответствующих контролирующих органов претензий нет. Стараемся пунктуально исполнять обязанности, предусмотренные Законом Российской Федерации "О недрах".
- Основной объем продукции, примерно 200-250 вагонов в месяц, отправляется потребителям через станцию Хорлово. У вас с железнодорожниками нормальные отношения?
- Самые обыкновенные: деловые, заинтересованные. Главное - расплачиваемся вовремя. Однако нас очень тревожит следующее: совершенно неожиданно Министерство путей сообщения закрыло станцию Хорлово для грузовых операций, и теперь они будут осуществляться станцией Воскресенск, в результате чего тарифы на подачу и уборку вагонов вырастут в восемь раз. Это серьезный удар по экономике предприятий, использующих участок дороги Воскресенск - Егорьевск для перевозки грузов. Причем, по заявлению железнодорожников, - это первый этап: далее они планируют в конце 2002 года вообще ликвидировать участок железной дороги Воскресенск - Хорлово - Егорьевск как нерентабельный. Этого допустить нельзя. Необходимо экстренное вмешательство правительства области.