После 11 января показалось, что в политическом конфликте, составлявшем истинную подоплеку «спора хозяйствующих субъектов» – ЛУКОЙЛа и ТВ-6 – поставлена жирная точка. Высший арбитражный суд повелел ликвидировать Московскую независимую вещательную корпорацию, и в самое ближайшее время обновленный логотип телекомпании исчезнет из эфира. Наступит спокойствие, и уже никто не будет волноваться, что по одному из телеканалов вдруг скажут что-нибудь эдакое. События, последовавшие за решением суда, продемонстрировали, что для столь желанного в Кремле единомыслия в телеэфире совершенно необязательно кого-то от чего-то отключать или с привлечением «крепышей в штатском» захватывать студии в Останкине. Достаточно лишь удалить с информационного поля политических оппонентов и смутьянов.
Кое-что могут нефтяные короли
Атака на ТВ-6 началась еще весной, буквально на следующий день после назначения Евгения Киселева гендиректором канала. Тараном выступила «ЛУКОЙЛ-Гарант» – дочерняя компания нефтяного гиганта, которой принадлежало 15% акций МНВК. Нефтяники вдруг вспомнили, что уже несколько лет не получали ни копейки дивидендов. Миноритарный акционер убыточного предприятия потребовал его уничтожения по статье закона об акционерных обществах, позволяющей ликвидировать компанию, убытки которой превышают ее собственные активы. При этом инвестор решительно отказывался от предлагаемого возмещения убытков и акций своих нипочем не продавал.
Наши информированные источники в Кремле называют разные мотивы этого угрюмо-решительного поведения ЛУКОЙЛа. По одной версии руководство нефтяного гиганта желало просто обратить на себя благосклонное внимание президента Путина, добившись результата, который оказался недостижим для штатных кремлевских технологов, – ликвидировать последний федеральный телеканал, не подконтрольный Кремлю. Другие говорили, что всему причиной старые обиды Вагита Алекперова на Бориса Березовского, которому и принадлежал контрольный пакет ликвидированной ныне компании. Впрочем, одно вовсе не исключает другого. Важно, что действовали нефтяники совершенно самостоятельно, и все бурные события происходили без видимого кремлевского участия. Во всяком случае, как нам стало известно, для тех, кто год назад командовал операцией по изведению «Медиа-Моста» и захвату НТВ, в первую очередь министра печати Михаила Лесина, первое, еще осеннее, решение районного арбитражного суда о ликвидации ТВ-6 было большой неожиданностью.
Услужливый Лукойл опаснее врага. Вице-президент компании Леонид Федун, желая потрафить президенту, добился ликвидации ТВ-6 и чуть было не испортил Владимиру Путину визит в Европу (Фото: AP)
В окружении президента наблюдали за процессом, но не считали нужным вмешиваться. В Кремле спохватились лишь тогда, когда стало очевидно: нефтяники продавят необходимое им решение через Высший арбитражный суд и спровоцируют скандал, который неизбежно возник бы в случае исчезновения ТВ-6 из эфира. И все это аккурат накануне очередного путинского европейского турне. Однако в тот момент несколько кремлевских чиновников, полагавших, что удушение телеканала теперь придется не ко времени, смогли противопоставить упрямому наступлению нефтяных королей только наскоро организованные пропагандистские акции (по некоторым данным, президентское окружение не имело отношения к вердикту Московского окружного арбитража, отменившего в конце декабря решение о ликвидации ТВ-6). На сцену был вытащен даже Борис Ельцин, давший с конца декабря аж два интервью – РТР и газете «Известия». И в каждом первый президент говорил о необходимости сохранения шестого канала. Но в ЛУКОЙЛе всей этой суеты не заметили.
Сегодня среди наблюдателей распространена точка зрения, что это в Кремле придумали такую вот хитрющую многоходовку с разнообразными судебными баталиями и общественными дебатами. Все, мол, для того, чтобы в финале появился президент в образе защитника свободолюбивой прессы и спасителя ее от неугомонных олигархов. Однако в существование, а тем более реализацию хитроумного плана поверить куда сложнее, нежели в то, что президентское окружение, упустив из виду перипетии тяжбы, оказалось не в состоянии в нужный момент одернуть заигравшихся интриганов.
Если считать, что Кремль сам контролировал операцию, целью которой было «оторвать» телеканал от Березовского и укрепить имидж Путина как защитника свободы журналистов, тогда зачем было изобретать столь сложную конструкцию? Зачем выставлять на посмешище арбитражный суд, зачем отменять, а после возвращать вердикт? Зачем, наконец, понадобилось привлекать Бориса Ельцина?
Отсутствие ответов на все эти вопросы в действительности и является лучшим доказательством тому, что не было, да и не могло быть единой схемы, подчиненной единой воле. Была, как это стало привычным в последнее время, борьба различных группировок, каждая из которых преследовала свою цель. Только на этот раз к традиционным кланам – старым кремлевским обитателям и «новым питерским» – прибавились еще и нефтяники.
Косвенным доказательством «независимой» игры ЛУКОЙЛа можно считать информацию, появившуюся в минувший вторник после вполне недвусмысленного заявления министра Лесина о его намерении способствовать сохранению журналистской команды ТВ-6 в эфире. Неназванный представитель нефтяного гиганта заявил агентству «Интерфакс»: «Компания рассчитывает, что Минпечати займет более решительную позицию. В том числе – безусловное исполнение судебных актов о ликвидации МНВК».
На прошлой неделе Владимир Путин дал интервью польской прессе, в котором вновь рассуждал о роли и месте олигархов в современной российской политике. «После крушения Советского Союза и становления новой России начали происходить вещи, которые могли произойти только в стране с ослабленным политическим режимом, с неустановившимся политическим режимом. Создалась угроза развития России по олигархическому пути, когда отдельные люди, приблизившись к власти, а отчасти монополизировав ее, влияли на политические процессы в стране, руководствуясь не общенациональными интересами», – объяснял Владимир Путин в беседе с польскими журналистами.
Сентенция эта вполне созвучна путинским же заявлениям двухлетней давности. «Вакуум власти привел к перехвату государственных функций частными корпорациями и кланами. Они обросли собственными теневыми группами, группами влияния, сомнительными службами безопасности, использующими незаконные способы получения информации, – говорил Владимир Владимирович в июле 2000 года, выступая со своим первым посланием Федеральному собранию. – Между тем государственные функции и государственные институты тем и отличаются от предпринимательских, что не должны быть куплены или проданы, приватизированы или переданы в пользование, в лизинг».
Однако между двумя этими выступлениями не только полтора года президентства, но и более чем активная борьба с финансово-политическими кланами, кампания по «равноудалению» олигархов, запугивание и приручение крупного бизнеса. В итоге на место одних магнатов, способных влиять на принципиальные политические решения, пришли другие. Они как и прежде берутся решать сложные политические вопросы самостоятельно, собственными методами и в обход верховной власти. Пожалуй, для Путина этот исход сражений вокруг ТВ-6 должен бы стать поводом для нелегких размышлений. Пока еще можно считать, что нефтяные капитаны действуют в его, президента, интересах, пусть иной раз превратно понятых и по-своему истолкованных. А ну как сложится ситуация, когда интересы «олигархов» в очередной раз не совпадут с интересами власти? Тогда, судя по событиям последнего месяца, у Кремля могут возникнуть действительно серьезные проблемы.
Дети врагов народа
Пока, впрочем, скандала удалось избежать. И поставленная цель может считаться достигнутой. Президенту, выступившему в роли гаранта конституционных прав и свобод, удалось сделать то, что не получилось у Кремля в прошлом году: вбить клин между собственником медиа-компании, с одной стороны, и журналистской и управленческой командой, с другой.
Как удалось выяснить корреспондентам «Журнала», события после вынесения окончательного вердикта Высшего арбитражного суда развивались следующим образом. Министр печати Михаил Лесин, получив соответствующие указания в Кремле, предложил руководству ТВ-6 сделку: журналисты отказываются от сотрудничества с «одиозными» инвесторами вроде Владимира Гусинского и Бориса Березовского, чье присутствие вызывает у главы государства изжогу, а он, Лесин, со своей стороны, обеспечивает выдачу вначале временной, а затем и постоянной лицензии на вещание телекомпании, которую создают сами журналисты. В случае несогласия министр пригрозил отключить канал от эфира в ближайшие же дни (правовая сторона подобных действий более чем сомнительна, но в подобной ситуации, как это неоднократно демонстрировала власть, право всегда на стороне сильного). Руководство ТВ-6 согласилось.
Как позже объяснял представитель менеджмента канала, иного выхода не было: «За нами полторы тысячи человек, которых мы не имели права призывать к «самосожжению». Наша принципиальность грозила им и их семьям вполне серьезными проблемами. Мы не имели права подставлять их, мы обязаны испробовать все возможные варианты выхода из кризиса».
Еще в понедельник и журналисты, и менеджмент ТВ-6 выражали серьезные сомнения в том, что их затея сохранить свое присутствие в телеэфире удастся. «Я не знаю, какие будут выдвинуты условия и требования и будут ли они выдвинуты вообще. Лично мне что-то не верится, что нам дадут спокойно образовать новое юридическое лицо, зарегистрироваться, принять участие в конкурсе на частоту, выиграть его и снова начать вещать, как мы вещали, – заявила «Журналу» ведущая информационных программ ТВ-6 Марьяна Максимовская. – Ведь подругому вещать мы не хотим. И не будем».
«Может ли нас «кинуть» власть? Наверное, может. Но мы используем все возможности для того, чтобы сохранить коллектив и своего зрителя, – объяснял в свою очередь исполнительный директор компании Павел Корчагин. – Многое станет понятно, когда, зарегистрировав компанию, мы обратимся за лицензией в Минпечати».
Руководители ТВ-6 готовы к тому, что в любой момент – при подготовке ли к конкурсу или при получении кредита, необходимого для реального существования новой телекомпании, учрежденной уже журналистами, – им могут быть выдвинуты прямые политические условия. «Если подобное произойдет, и не важно, будут эти требования касаться редакционной политики или источников финансирования нашего проекта, тогда мы устроим настоящий скандал», – решительно заявил «Журналу» Павел Корчагин.
Однако при этом на ТВ-6 не нашлось ни одного человека, кто бы отдавал себе отчет в том, что требование «избавиться от Березовского» в числе учредителей новой компании – это уже и есть не что иное, как требование именно политическое. Более того, большинство журналистов, с которыми нам удалось переговорить, считали, что расставание с олигархом принесет только пользу. «Он, как всегда, играет свою собственную игру. Мы для него – фишки. Мы под красивые слова о бескомпромиссной борьбе утонем, а он заработает политические очки» – с этой мыслью, высказанной одним из обозревателей канала, соглашались и другие наши собеседники.
Впрочем, сомнения и тревоги, одолевавшие сотрудников ТВ-6 в начале прошлой недели, уже в среду, после выступления президента Путина в Париже, кажутся несколько преувеличенными. Фраза Путина «Я знаю многих журналистов ТВ-6 и отношусь к ним с большим уважением. Это очень талантливые люди. Всe, что будет зависеть от нас, с точки зрения поддержки трудового коллектива, мы всe сделаем» чем-то напоминает историческую фразу Николая I, адресованную Пушкину: «Я сам буду твоим цензором».
180 лет назад Александру Сергеевичу сильно полегчало. Надо думать, и ТВ-6 полегчает. Теперь, после подобного выступления главы государства, есть действительно веские основания считать, что зарегистрированное на прошлой неделе товарищество ООО «ТВ-6» выиграет конкурс и продолжит работу без Березовского и Гусинского. И не будет никаких политических указаний или экономического шантажа. Просто как-то само собой все устроится так, что появятся новые партнеры, новые начальники, а затем постепенно и тон другой придет, и приоритеты новые установятся.
Власть ведь умеет не только давить, но при необходимости и окружать отеческой заботой. Вон, к примеру, как славно жилось лет шестьдесят тому назад счастливым детям врагов народа, когда государство брало их на полное свое обеспечение в подмосковных специнтернатах и пионерских спецлагерях.