ТВ-6 в его нынешнем виде больше не существует. Операция по отлучению Березовского от медиабизнеса завершена. Участь журналистов ТВ-6- большой вопрос
"ЛУКойл" выиграл дело "против Бориса Березовского. Юридическое тело ТВ-6 приступило к самоликвидации по постановлению Высшего арбитражного суда. У шестой кнопки будет новый хозяин. А у всего телевидения - новое лицо.
Медиапространство эпохи Путина может обрести законченные очертания в считанные месяцы. Каналы, подконтрольные государству, будут работать в конкуренции с независимыми телекомпаниями. Те, впрочем, во главу угла своей деятельности поставят бизнес, а не политику. Власть получит гарантию защиты от политических врагов на информационном поле. Но каким образом такая конфигурация поспособствует свободному распространению информации, пока никто не понимает. Все зависит от того, как понимает власть природу информационного бизнеса. Пока что власть продемонстрировала свои представления о том, каким он быть не должен.
Два довода защиты
ТВ-6 не спасло постановление Федерального арбитражного суда Московского округа, принятое 29 декабря, когда суд отменил решение о ликвидации телекомпании. У "ЛУКойла" в прикупе оказался суд последней инстанции в лице соратника по нефтяному бизнесу, члена совета директоров "Роснефти", зампреда Высшего арбитражного суда РФ Эдуарда Ренова. Судья опротестовал новогодний подарок Борису Березовскому, главная судебная инстанция страны мигом собралась и присудила победу "ЛУКойлу".
Активность судьи Ренова объясняют его причастностью к нефтяному бизнесу. "Роснефть" - компания с заметным государственным участием в уставном капитале, в последнее время активно играет на поляне нефтяного бизнеса вместе с "ЛУКойлом", пытаясь с его помощью расширить сферу деятельности. Все усилия адвокатов ТВ-6 пошли прахом после вмешательства высших судебных сил. Против таких приемов играть трудно. Главный аргумент адвокатов касался статьи 35 закона "Об акционерных обществах", которая нашла свою смерть 1 января 2002 года, но к которой "ЛУКойл" прибегнул еще при ее жизни. Защита ссылалась на статью 48 того же закона, которая предоставляет исключительное право возбудить процесс ликвидации предприятия только общему собранию акционеров. А к статье 35 "ЛУКойл", по мнению защиты, прибегнул неправомерно.
У этого довода адвокатов ТВ-6 есть существенная слабость: относительно мертвой статьи "ЛУКойл" прав. Закон не имеет обратной силы, иск "ЛУКойла" датируется 2001 годом, когда статья еще действовала. Так что решение Высшего арбитражного суда, как и другие решения в пользу "ЛУКойла", формально объяснимы. Трудно понять только быстрые созывы совещаний и другие трюки в пользу истца, которые продолжались до тех пор, пока решение о ликвидации ТВ-6 не стало фактом.
Доводы адвокатов ТВ-6 насчет проклятой 35-й статьи были услышаны. Но не в Москве. Накануне рассмотрения дела в ВАС за ТВ-6 вступился Госдепартамент США. Но от этого заступничества столько же проку, сколько и от планируемого обращения адвокатов ТВ-6 в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Страсбургский суд может оказать ТВ-6 лишь посильную помощь нотой, обращенной в МИД РФ. Рассмотрение подобного дела не является его юрисдикцией.
Второй довод ТВ-6 озвучил 26 ноября на заседании апелляционной комиссии Московского арбитражного суда адвокат Андрей Рахмилович: "Если у них нет никаких материальных претензий, то почему истец подает иск в суд?" Иными словами, утверждал Андрей Рахмилович, "ЛУКойл" злоупотребляет правом, чем нарушает одну из норм Гражданского кодекса.
"ЛУКойл" настаивал на ликвидации компании, в которой у него 15 процентов акций, потому что она не приносит прибыль. По поводу прибыли у конфликтующих сторон сложились разные мнения. "ЛУКойл" утверждает, что безвозвратно вложил в компанию 50 миллионов долларов. И в течение последних трех лет прибыли не получал. В ответ менеджмент ТВ-6 указывает, что в 2001 году канал принес прибыль, правда, это можно будет доказать лишь в конце января 2002 года. Но представители "ЛУКойла" утверждают, что в документах, которые готовились к собранию акционеров 14 января, прописана цифра убытков за 2001 год -11 миллионов долларов.
Как сказал когда-то журналистам НТВ Альфред Кох, "не надо путать прибыль с выручкой". В том, что ТВ-6 приносит прибыль, особенно на пике скандала, "ЛУКойл" не сомневается. Как "Газпром" весной 2001 года, так и "ЛУКойл" сейчас спешит проникнуть в бухгалтерию предприятия, предполагая, что смещенный менеджмент вольно распоряжается текущими доходами, которые, скорее всего, не пойдут на покрытие долга ТВ-6 перед акционерами.
"ТВ-6 готова к компромиссу"
Несмотря на то, что в деле "ЛУКойла" против ТВ-6 присутствует финансово-хозяйственный спор, нет сомнений, что вся история - чистая политика. Например, для Березовского -сплошная политика. Телекомпания, в дела которой он не влезал, была тем не менее последним пристанищем экс-олигарха на родине. И последним аргументом в полемике с теми, кто не собирается пускать его на родину.
Похоже, те, кто не ждет Березовского на родине, и настояли на том, чтобы он лишился телекомпании. Однако к авторам идеи окончательного выдавливания Березовского из российского политического бизнеса не стоит приписывать все окружение Владимира Путина. Оно - в духе противостояния, сложившегося в последнее время - разделилось на два лагеря.
Евгений Киселев в последние дни часто говорил о новом способе защиты. Он попробовал подыграть "семейной" группе. Помимо судебных оборонительных ресурсов (правда, практически исчерпанных - остается лишь возможность подать иск о повторном рассмотрении дела в связи с новыми обстоятельствами) у ТВ-6 был и политический. Недаром Киселев сделал сенсационное заявление: "Я не считаю, что ТВ-6 - такой уж оппозиционный канал. Команда ТВ-6 готова к компромиссу с властью, однако никто компромисса не предлагал".
Жесты со стороны "семейных" оказались заметны. Борис Ельцин в предновогоднем интервью РТР похвалил ТВ-6 за профессионализм, а Глеб Павловский высказался за то, чтобы амнистировать - в самом широком смысле - Бориса Березовского. Возникшие в последнее время слухи о том, что и Борис Ельцин, и Татьяна Дьяченко вступились за беглого олигарха перед Путиным, похожи на правду. Поговаривают, в частности, что Березовский пытался расшевелить чуткое сердце Бориса Николаевича на встрече в Германии, куда экс-президент приехал на профилактическое лечение.
Киселев, видимо, уловив нечто в своих переговорах с Волошиным, рассчитывал поставить проблему ТВ-6 в контекст актуального противостояния двух кремлевских группировок, и тем самым шансы ТВ-6 выжить повысились с нуля до тех, что есть у Александра Волошина на то, чтобы отложить свою отставку. Но указ о ней, как говорят разные источники, уже лежит у Владимира Путина в сейфе. А источники, близкие к питерским, вообще эту отставку уже анонсировали.
Но заступничество за Березовского усугубило разрыв между Путиным и "семейными". Результат нового расклада довольно оперативно описал сам Березовский, развеяв всякие надежды у своих соратников на компромисс между ним и Кремлем. Сразу после того, как ликвидация ТВ-6 стала свершившимся фактом, Березовский объявил о своих планах опубликовать в конце февраля доказательства причастности Владимира Путина к взрывам жилых домов в Москве в 1999 году.
Список дарителей
Резкость Березовского может отдалить его от команды Киселева, чей интерес в том, чтобы остаться на канале. Гарантии зависят от будущих хозяев. Команда Киселева, похоже, пока не определилась в том, какой хозяин контрольного пакета его больше устраивает. Но очевидно, что сам Киселев в качестве сильного игрока не устраивает никого из потенциальных владельцев ТВ-6. Он слишком тесно связан с Владимиром Гусинским.
На повестке дня периодически встает проговоренная Борисом Березовским возможность подарить коллективу акции телекомпании. Правда, теперь, после решения о ликвидации, в роли дарителя будет выступать Минпечати во главе с председателем комиссии по выдаче лицензии на вещание на шестом канале Михаилом Лесиным.
Борис Березовский уже вел переговоры о способе передачи канала с министром печати. Березовского интересовало, какие будут гарантии для самостоятельного финансирования канала журналистами. В интервью "Газете" он настаивал, что может отдать акции журналистам, если у тех будет возможность остаться финансово независимыми.
Когда тему дарения акций ТВ-6 журналистам Березовский поднял впервые, то оказалось, что коллектив должен будет заплатить за акции 13 процентов подоходного налога. Тема на некоторое время закрылась. И это время Борис Березовский, видимо, тратил на размышления, стоит ли передавать акции ТВ-6 Владимиру Гусинскому, поскольку стоимость налога, очевидно, покрывалась бы испытанным способом и телеканал попадал бы в руки Владимира Гусинского, который все время остается за спинами команды Киселева. После того как команда совершила свой знаменитый переход через оживленную улицу Академика Королева, Березовский выступил политическим гарантом свободного слова, отдал свой телеканал в управление новому генеральному директору (Киселеву), и текущее финансирование ТВ-6 одновременно пало на плечи Владимира Гусинского. Очевидно, что никто из тех, от кого зависит конкурс на выдачу лицензии новому владельцу шестой кнопки, не отдаст акции под гарантии Гусинского. Владельцем нового ТВ-6 будет кто-то другой.
В поисках гаранта
Среди потенциальных получателей акций к моменту разгара судебного процесса появились и другие игроки кроме миноритарного "ЛУКойла". Наиболее заметный - инвестиционный фонд TPG Aurora. В ходе его переговоров с Борисом Березовским назывались разные астрономические суммы. Но после решения Высшего арбитражного суда, кто кому что будет предлагать и за какие деньги, не ясно. Вполне может стать, что TPG
Aurora получит ТВ-6 гораздо дешевле. Это зависит от того, кто в итоге окажется продавцом.
Фонд TPG Aurora фигурирует в качестве потенциального покупателя акций ТВ-6 с конца прошлого года. Впрочем, через свои имеющиеся активы, в частности "Русской медиагруппы", в которую входят несколько FМ-радиостанций, TPG Aurora сделала предложение и радиостанции "Эхо Москвы".
Офис фонда находится в Лондоне. Почти все его сотрудники - выходцы из России. Газета Financial Times, которую российская пресса часто цитировала, рассказывая о переговорах TPG Aurora с Борисом Березовским, называет фонд и его руководство "базирующимся в Москве" (Moscow-based fund management company). Так что пусть Aurora будет "Авророй".
Фонд входит в международную корпорацию Texas Pacific Group. "Аврора" занималась оценкой активов телекомпании PEN-TV (мажоритарный акционер - РАО "ЕЭС"). Возможно, привлекал в нее инвестиции. Во всяком случае, по этой схеме - оценка, потом инвестиции - "Аврора" работала с компаниями MTV Russia, "Русская медиагруппа", "Версател" (кабельная телесеть), а также с сетью аптек "36,6" и компанией "Штерн Цемент". Еще одним своим клиентом руководство "Авроры" называет одну из авиакомпаний, оказавшуюся на грани ликвидации.
Весной 2001 года Альфред Кох привлек "Аврору" к оценке активов НТВ и всего остального хозяйства "Газпром-медиа". После этого фонд стал одним из претендентов на роль владельца как НТВ, так и ТВ-6.
Очевидно, что "Аврора" пытается стать одним из основных игроков на рынке российского медиабизнеса. В сферу ее влияния сегодня уже вовлечена сеть радиостанций и телекомпания PEN TV. Если в эту коллекцию попадет хотя бы один из продаваемых каналов, НТВ или ТВ-6, то можно будет говорить о сформировавшейся влиятельной медиагруппе.
Пока в истории купли-продажи телеканалов вырисовывается любопытная картина. Каждый, у кого нет канала, мечтает его купить. И каждый, у кого есть канал, мечтает его продать. Хочется продолжить в духе известной комедии "Берегись телевизора!": ...и не делает это только потому, что, продав, останешься без канала. Но нет, "Газпром" сообщил, что подготовил доклад совместно с компанией Drestiner Kleinwort Wasserstein (финансовый советник "Газпрома") о продаже НТВ. "ЛУКойл", по уверениям вице-президента Леонида Федуна, хочет сделать то же, что и "Газпром".
Конечно, телеканал не машина. Свалки тех, кто хотел бы купить НТВ и ТВ-6, пока не заметно. Если кто выражает это намерение, то это не представители полезных ископаемых, а некая финансовая группа, крейсер "Аврора" нового типа, корабль, связанный, судя по всему, крепкими узами с былым правительством младореформаторов, которое потерпело жестокое поражение от медиаолигархов в 1997 году.
Ликвидный коллектив лучше не ликвидировать
Впрочем, как таковой покупки акций, возможно, и не будет. После ликвидации ЗАО МНВК государственная комиссия по выдаче лицензии на вещание будет выбирать претендентов на шестую кнопку. Судя по отголоскам переговоров между действующими лицами, не исключен вариант передачи лицензии компании, в которую войдет нынешний журналистский коллектив ТВ-6.
Как это будет сделано, пока не ясно. Скорее всего, собрание акционеров, отложенное 14 января из-за неявки главных членов, подготовит обращения в суды разной инстанции. Наиболее действенным может оказаться обращение в тот же арбитражный суд в связи с новыми обстоятельствами. Среди обстоятельств -новый годовой отчет акционеров, в котором обещается показать прибыль телекомпании за 2001 год, а также отмена действия положений статьи 35.
Если суд примет иск к рассмотрению, то акциями ТВ-6 опять можно будет торговать, и собственник МНВК может смениться. Такое развитие событий вероятно лишь в том случае, если уже расписан сценарий передачи телеканала новому владельцу. А главное условие - если у этого владельца есть договоренность о сотрудничестве с журналистами. Ведь пока Минпечати заявляет о том, что конкурс на вещательную лицензию, вероятнее всего, достанется тому, кто найдет с журналистами нынешнего ТВ-6 общий язык.
Впрочем, никого из потенциальных владельцев шестой кнопки не устраивает, если контрольный пакет акций будет у Евгения Киселева. Так что открытыми остаются два вопроса: что будет представлять собой "журналистский коллектив" и кто станет его партнером.
Если в итоге "приличная сделка" не состоится, то в запасе у Министерства печати есть несколько телекомпаний, готовых в любой момент начать вещание. Список претендентов на вещание обширен - PEN TV, "Вид" и телекомпания "Мир".
Фото:
- Сегодня Виктор Шендерович остался без бороды. Не останется ли наше ТВ без Шендеровича?