Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством и Уставом города Москвы регулирует отношения, связанные с принятием законов города Москвы и постановлений Московской городской Думы.
Статья 1. Законы города Москвы и постановления Московской городской Думы
1. Законы города Москвы - нормативные правовые акты города Москвы высшей юридической силы, принимаемые Московской городской Думой или жителями города Москвы на референдуме города Москвы и подписываемые Мэром Москвы.
2. Постановления Московской городской Думы - правовые акты города Москвы организационно-распорядительного характера, принимаемые Московской городской Думой по вопросам ее компетенции и подписываемые Председателем Московской городской Думы.
3. Основным Законом города Москвы является Устав города Москвы, имеющий высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам города Москвы, правовым актам органов местного самоуправления и их должностных лиц. В случае противоречия указанных актов Уставу действует Устав города Москвы.
4. В случае противоречия закону города Москвы иных правовых актов города Москвы действует закон города Москвы.
5. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы города Москвы, постановления Московской городской Думы.
6. Законы города Москвы, постановления Московской городской Думы не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и города Москвы. В случае противоречия закона города Москвы, постановления Московской городской Думы федеральному закону, принятому по предмету ведения Российской Федерации или по предмету совместного ведения Российской Федерации и города Москвы, действует федеральный закон.
7. До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, город Москва вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы города Москвы, постановления Московской городской Думы приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.
Статья 2. Предмет регулирования законов города Москвы
Законом города Москвы:
а) утверждаются бюджет города Москвы и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов города Москвы, а также отчет об исполнении бюджета города Москвы и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов города Москвы, представленные Мэром Москвы;
б) устанавливаются административно-территориальное устройство города Москвы и порядок его изменения;
в) утверждаются Генеральный план развития города Москвы, программы социально-экономического развития города Москвы и городские долгосрочные целевые программы, представленные Мэром Москвы;
г) устанавливается порядок проведения выборов в Московскую городскую Думу, а также выборов Мэра Москвы и Вице-мэра Москвы;
д) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории города Москвы, а также в пределах полномочий Московской городской Думы определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;
е) устанавливаются региональные и местные налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законодательством к ведению города Москвы, а также порядок их взимания;
ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью города Москвы; з) утверждаются заключение и расторжение договоров города Москвы;
и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума города Москвы;
к) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и иными законами города Москвы к ведению и полномочиям города Москвы.
Статья 3. Предмет регулирования постановлений Московской городской Думы
Постановлением Московской городской Думы:
а) определяется порядок деятельности Московской городской Думы; б) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица, а также оформляется согласие на их назначение в случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города Москвы, законами города Москвы:
в) назначается дата выборов в Московскую городскую Думу, а также дата выборов Мэра Москвы и Вице-мэра Москвы; г) назначается референдум города Москвы;
д) оформляется решение о недоверии (доверии) Мэру Москвы, а также решение о недоверии (доверии) руководителям исполнительных органов государственной власти города Москвы, в назначении которых Московская городская Дума принимала участие, в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством и Уставом города Москвы;
е) утверждается соглашение об изменении границ города Москвы;
ж) оформляются решения о принятии либо отклонении проекта закона города Москвы, а также о принятии закона города Москвы;
з) оформляются решения по вопросам организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения деятельности Московской городской Думы и ее аппарата;
и) оформляются иные решения, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими правовыми актами Российской Федерации к ведению законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иные вопросы, отнесенные Уставом города Москвы к ведению Московской городской Думы.
Статья 4. Право законодательной инициативы
1. Право законодательной инициативы в Московской городской Думе принадлежит депутатам Московской городской Думы, комиссиям, фракциям и рабочим группам Московской городской Думы, Мэру Москвы, Председателю Московского городского суда, Председателю Арбитражного суда города Москвы, Прокурору города Москвы, представителю Московской городской Думы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Уставному суду города Москвы, представительным органам местного самоуправления, а также гражданам, реализующим право гражданской законодательной инициативы в порядке, установленном законом города Москвы.
2. Законодательная инициатива реализуется внесением в Московскую городскую Думу проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы.
3. Проекты законов города Москвы по вопросам формирования, исполнения и изменения бюджета города Москвы, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов города Москвы принимаются к рассмотрению на заседании Московской городской Думы по представлению Мэра Москвы.
4. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств города Москвы, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета города, а также проекты законов города Москвы по вопросам управления и распоряжения собственностью города Москвы рассматриваются Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы или при наличии его заключения. Для подготовки заключения Мэру Москвы предоставляется тридцатидневный срок со дня получения им проекта.
5. Мэр Москвы вправе вносить в Московскую городскую Думу проекты законов города Москвы для их рассмотрения в первоочередном порядке.
6. Мэр Москвы вправе поручить осуществление части своих полномочий по участию в рассмотрении Московской городской Думой проектов законов города Москвы, проектов постановлений Московской городской Думы своему полномочному представителю в Московской городской Думе, полномочия которого устанавливаются Мэром Москвы.
7. Субъекты законодательной инициативы в Московской городской Думе, перечисленные в настоящей статье, вправе вносить в Московскую городскую Думу проект постановления о законодательной инициативе Московской городской Думы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. К проекту указанного постановления прилагается проект федерального закона, оформленный в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 5. Законодательная инициатива жителей города Москвы
1. Жители города Москвы, обладающие избирательным правом, осуществляют гражданскую законодательную инициативу путем внесения в Московскую городскую Думу петиции с предложением о принятии, изменении или отмене закона города Москвы. Петиция вносится от имени не менее десяти тысяч граждан.
2. Инициативная группа в составе не менее 50 человек регистрирует гражданскую инициативу в Московской городской Думе и получает официальный образец подписного листа. Форма подписного листа утверждается Московской городской Думой.
3. Проект закона города Москвы, прилагаемый к петиции, вносится в повестку дня заседания Московской городской Думы без голосования, а также направляется Московской городской Думой Мэру Москвы на заключение.
4. Московская городская Дума и Мэр Москвы рассматривают проект закона города Москвы, прилагаемый к петиции, в двухмесячный срок со дня официального внесения петиции.
Статья 6. Основные этапы законодательной работы
Основными этапами законодательной работы являются: а) планирование законодательной работы;
б) разработка и оформление проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы;
в) официальное внесение в Московскую городскую Думу проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы;
г) предварительное обсуждение проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы;
д) рассмотрение и принятие на заседаниях Московской городской Думы проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы;
е) принятие, подписание и рассылка закона города Москвы, постановления Московской городской Думы;
ж) опубликование и введение в действие закона города Москвы, постановления Московской городской Думы.
Статья 7. Планирование законодательной работы
1. План законодательной работы Московской городской Думы может составляться на квартал или иной срок, установленный Регламентом Московской городской Думы. План законодательной работы Московской городской Думы разрабатывается на основе предложений субъектов законодательной инициативы и утверждается постановлением Московской городской Думы.
2. Расходы на разработку проектов законов города Москвы и проектов постановлений Московской городской Думы Мэром Москвы и Московской городской Думой предусматриваются в бюджете города.
3. Планирование законодательной работы не исключает возможности подготовки и внесения в Московскую городскую Думу проектов законов города Москвы и проектов постановлений Московской городской Думы вне плана.
Статья 8. Проект закона города Москвы, проект постановления Московской городской Думы
1. Проект закона города Москвы, проект постановления Московской городской Думы оформляются в соответствии с требованиями, изложенными в настоящем Законе.
2. Текст проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы подписывается внесшим его субъектом законодательной инициативы. Текст проекта, внесенного комиссией, фракцией или рабочей группой Московской городской Думы, подписывает депутат Московской городской Думы, который в соответствии с Регламентом Московской городской Думы уполномочен представлять данный проект при его рассмотрении в Московской городской Думе. Текст проекта, внесенного Мэром Москвы, может быть подписан назначенным им редактором проекта. Проект, внесенный Уставным судом города Москвы, подписывается Председателем Уставного суда города Москвы или его заместителем. Проект, внесенный представительным органом местного самоуправления, подписывается председателем этого органа.
3. На проекте закона города Москвы, проекте постановления Московской городской Думы указываются:
а) название проекта - слева вверху первой страницы текста;
б) субъект законодательной инициативы - справа вверху под словом "Проект";
в) фамилия, инициалы и занимаемая должность редактора проекта - подтекстом проекта;
г) ознакомительные визы полномочного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе и руководителя государственно-правового отдела аппарата Московской городской Думы - под текстом проекта.
4. К проекту закона города Москвы, проекту постановления Московской городской Думы прилагается пояснительная записка с социально-экономическим и правовым обоснованием необходимости его принятия, прогнозом последствий принятия закона города Москвы, постановления Московской городской Думы, а также, если таковые имеются - перечень правовых актов, которые необходимо изменить или признать утратившими силу, заключения государственно-правового отдела аппарата Московской городской Думы, Мэра Москвы или его полномочного представителя в Московской городской Думе, другие заключения, отзывы, сопроводительные документы.
5. К проекту закона города Москвы, проекту постановления Московской городской Думы, реализация которых потребует финансовых затрат, прилагается финансово-экономическое обоснование, содержащее сведения об источниках и объемах его финансирования.
Статья 9. Официальное внесение в Московскую городскую Думу проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы
1. Официальным внесением в Московскую городскую Думу проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы считается внесение проекта, оформленного в соответствии с требованиями статьи 8 настоящего Закона, на имя Председателя Московской городской Думы. Датой официального внесения проекта считается дата его регистрации в Московской городской Думе.
2. Председатель Московской городской Думы направляет проект закона города Москвы, проект постановления Московской городской Думы депутатам и в комиссии Московской городской Думы и вправе предложить одной из комиссий провести предварительное обсуждение проекта, подготовить заключение к первому чтению проекта на заседании Московской городской Думы.
3. Председатель Московской городской Думы в течение двух дней со дня внесения проекта закона города Москвы направляет его депутатам Московской городской Думы, Мэру Москвы и Прокурору города Москвы.
4. Проект закона города Москвы, проект постановления Московской городской Думы рассматриваются не ранее чем через две недели со дня их внесения в Московскую городскую Думу. Проект закона города Москвы, внесенный Мэром Москвы для рассмотрения в первоочередном порядке, принимается к рассмотрению в недельный срок. Сроки ознакомления депутатов с проектом закона города Москвы, проектом постановления Московской городской Думы устанавливаются Московской городской Думой.
5. Проект бюджета города Москвы вносится в Московскую городскую Думу не позднее чем за полтора месяца до начала очередного финансового года. Проект бюджета города и отчет об исполнении бюджета не могут быть рассмотрены Московской городской Думой ранее чем через две недели после даты внесения их в Московскую городскую Думу.
Статья 10. Представление проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы при рассмотрении в Московской городской Думе
1. Проект закона города Москвы, проект постановления Московской городской Думы при рассмотрении в Московской городской Думе представляет редактор проекта - внесший проект субъект законодательной инициативы или иное лицо, определенное в соответствии с требованиями настоящей статьи.
2. Проект, внесенный комиссией, фракцией или рабочей группой Московской городской Думы, представляет депутат Московской городской Думы, определенный в соответствии с Регламентом Московской городской Думы.
3. Проект, внесенный депутатом Московской городской Думы, в исключительных случаях может представляться другим депутатом Московской городской Думы, определенным в соответствии с Регламентом Московской городской Думы.
4. Мэр Москвы, Председатель Московского городского суда, Председатель Арбитражного суда города Москвы и Прокурор города Москвы вправе поручить представление внесенного им проекта в Московской городской Думе другому лицу.
5. Проект, внесенный Уставным судом города Москвы, представляет Председатель Уставного суда города Москвы или его заместитель.
6. Проект, внесенный представительным органом местного самоуправления, представляет председатель данного органа.
Статья 11. Внесение изменений в проект закона города Москвы, проект постановления Московской городской Думы до рассмотрения на заседании Московской городской Думы
Субъект законодательной инициативы, внесший проект закона города Москвы, проект постановления Московской городской Думы, либо по его поручению редактор проекта вправе по результатам предварительного обсуждения внести изменения во внесенный проект до его рассмотрения на заседании Московской городской Думы. В этом случае проект может быть рассмотрен на заседании Московской городской Думы не ранее чем через одну неделю после внесения изменений в проект. О факте внесения изменений в проект закона города Москвы, проект постановления Московской городской Думы субъект законодательной инициативы, внесший его, должен уведомить Председателя Московской городской Думы не позднее чем за двое суток до первоначально намеченной даты рассмотрения проекта.
Статья 12. Порядок отзыва проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы до принятия в первом чтении
До принятия Московской городской Думой проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы в первом чтении (в том числе в ходе прений) внесший проект субъект законодательной инициативы или по его поручению редактор проекта имеет право официально отозвать проект письменным заявлением или устным заявлением на заседании Московской городской Думы. В этом случае рассмотрение проекта прекращается.
Статья 13. Рассмотрение проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы на заседаниях Московской городской Думы
1. Рассмотрение проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы на заседаниях Московской городской Думы проводится в порядке, предусмотренном Регламентом Московской городской Думы.
2. Проект закона города Москвы, проект постановления Московской городской Думы рассматриваются Московской городской Думой не менее чем в двух чтениях.
3. Первое чтение заключается в представлении проекта, проведении прений и завершается голосованием о принятии проекта в первом чтении.
4. Второе чтение проекта проводится после его принятия в первом чтении, заключается в рассмотрении поправок к проекту и завершается голосованием о принятии закона города Москвы, постановления Московской городской Думы либо голосованием о принятии проекта во втором чтении.
5. Третье чтение проекта проводится после его принятия во втором чтении, заключается в рассмотрении поправок к проекту и завершается голосованием о принятии закона города Москвы, постановления Московской городской Думы.
6. Продолжительность перерывов между чтениями не может превышать одного месяца, если Московская городская Дума не примет иного решения. Чтение проекта может проводиться на одном или нескольких заседаниях Московской городской Думы.
7. Решение о принятии либо отклонении проекта закона города Москвы, а также о принятии закона города Москвы оформляется постановлением Московской городской Думы.
Статья 14. Принятие проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы
1. После окончания прений проводится голосование о принятии проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы.
2. Проект закона города Москвы принимается большинством голосов от числа избранных депутатов.
3. Проект постановления Московской городской Думы принимается большинством голосов не менее 1/3 от числа избранных депутатов Московской городской Думы.
4. Принятие проекта означает, что Московская городская Дума продолжит работу над проектом с учетом предложений, вносимых в форме поправок депутатами Московской городской Думы, Мэром Москвы или по его поручению его полномочным представителем в Московской городской Думе, Прокурором города Москвы, а также редактором данного проекта.
5. При отсутствии заявлений о возможном внесении поправок к проекту Московская городская Дума вправе на том же заседании перейти к рассмотрению проекта в следующем чтении, в рамках которого проводится голосование о принятии закона города Москвы, постановления Московской городской Думы.
6. Если предложение о принятии проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы в первом чтении не набрало необходимого количества голосов, проект считается отклоненным.
Статья 15. Рассмотрение альтернативных проектов
1. Рассмотрение альтернативных проектов осуществляется при их первом чтении в рамках проведения прений по соответствующему вопросу повестки дня заседаний и завершается голосованием о принятии одного из проектов в первом чтении.
2. При голосовании о принятии в первом чтении одного из альтернативных проектов депутат вправе голосовать за один или несколько проектов или не подавать свой голос ни за один из них (воздержаться от голосования). Если ни за один из проектов не подано достаточного числа голосов (не менее 1/3 от числа избранных депутатов Московской городской Думы), то проводится второй тур голосования по двум проектам, набравшим большее число голосов, чем другие проекты. Если и в этом случае ни за один из проектов не подано достаточного числа голосов, то проводится третий тур голосования по тому проекту, за который подано большее число голосов во втором туре.
3. Председатель Московской городской Думы перед началом прений вправе определить посредством справочного голосования число депутатов, поддерживающих каждый из альтернативных проектов.
4. Если при справочном голосовании за несколько проектов подано число голосов не менее 1/3 от числа избранных депутатов Московской городской Думы или в том случае, если после проведения прений ни один из альтернативных проектов не принят в первом чтении, Московская городская Дума вправе направить протокольным решением альтернативные проекты или некоторые из них в профильную комиссию Московской городской Думы или в специально созданную согласительную комиссию для подготовки согласованного (единого) варианта проекта с последующим его представлением на первом чтении председателем указанной комиссии.
Статья 16. Внесение и рассмотрение поправок к проекту закона города Москвы, проекту постановления Московской городской Думы
1. После принятия проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы отводится три дня для внесения поправок депутатами Московской городской Думы, Мэром Москвы, Прокурором города Москвы и редактором проекта, если в соответствии с Регламентом Московской городской Думы не установлен иной срок подачи поправок.
2. Обязанности представления поправок на рассмотрение Московской городской Думы выполняет редактор проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы.
3. Редактор проекта рассматривает каждую поправку, рекомендует Московской городской Думе принять или отклонить ее, предлагает собственные поправки, обеспечивает рассмотрение всех поправок, поданных в порядке, установленном Регламентом Московской городской Думы.
4. Рассмотрение поправок на заседании Московской городской Думы начинается с доклада редактора проекта, содержащего аналитический обзор поданных поправок. В порядке, предусмотренном Регламентом Московской городской Думы, может быть заслушан содоклад депутата Московской городской Думы. После ответов на вопросы и заключительного слова докладчика, содокладчика проводится голосование по поправкам.
5. Поправки к проекту закона города Москвы, проекту постановления Московской городской Думы принимаются большинством голосов не менее 1/3 от числа избранных депутатов Московской городской Думы.
6. Последовательность рассмотрения поправок определяется редактором. Одобренные редактором поправки по его предложению голосуются одновременно (пакетом), если ни один из авторов поправок не потребует отдельного голосования по конкретной поправке. Поправки, которые редактор рекомендует отклонить, ставятся на голосование, если на этом настаивают авторы поправок.
7. После принятия проекта в первом чтении по инициативе редактора все одобренные им поправки могут быть включены в текст проекта. Полученный, таким образом, проект после обсуждения на заседании Московской городской Думы выносится на голосование о принятии его во втором чтении.
8. Если проект принят во втором чтении, то поправки, поданные к проекту, принятому в первом чтении, рассматриваются Московской городской Думой в третьем чтении только если они будут поданы вновь.
9. Если проект не принят во втором чтении, то на текущем заседании Московской городской Думы или на последующих заседаниях проводятся голосования по поправкам в порядке, предусмотренном частью 6 настоящей статьи.
10. При рассмотрении поправок к проекту закона города Москвы, проекту постановления Московской городской Думы, содержащим приложения, сначала рассматриваются поправки к приложениям, а затем к тексту проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы.
11. По решению большинства от числа избранных депутатов Московской городской Думы и с согласия редактора-проекта могут голосоваться устные поправки, в том числе сразу после принятия проекта.
Статья 17. Внесение поправок перед принятием закона города Москвы, постановления Московской городской Думы
1. После завершения рассмотрения всех поправок по предложению редактора проекта принятие закона города Москвы, постановления Московской городской Думы может быть отложено Московской городской Думой на срок не более двух недель, в течение которого редактор обязан представить текст проекта с учетом всех принятых поправок и дать заключение о его внутренней непротиворечивости либо предложить поправки, устраняющие противоречия. Поправки редактора должны быть обсуждены и проголосованы на ближайшем заседании Московской городской Думы.
2. Проект закона города Москвы, проект постановления Московской городской Думы перед их принятием направляются Мэру Москвы вместе со всеми принятыми Московской городской Думой поправками в тех случаях, когда Мэр Москвы или его полномочный представитель заявляют о такой необходимости. Мэр Москвы в двухнедельный срок со дня получения проекта вправе направить в Московскую городскую Думу свои поправки, которые должны быть обсуждены и проголосованы перед принятием закона города Москвы, постановления Московской городской Думы.
3. Если по истечении двухнедельного срока Мэр Москвы не направил в Московскую городскую Думу поправки к проекту закона города Москвы, проекту постановления Московской городской Думы, то проект выносится на голосование в том виде, в каком он был направлен Мэру Москвы (с учетом принятых ранее поправок).
Статья 18. Принятие закона города Москвы, постановления Московской городской Думы
1. Московская городская Дума правомочна принимать законы города Москвы, постановления Московской городской Думы, если на заседании Московской городской Думы присутствуют (зарегистрированы) не менее половины от установленного числа депутатов Московской городской Думы.
2. Закон города Москвы принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Московской городской Думы.
Закон города Москвы о внесении изменений и (или) дополнений в Устав города Москвы принимается большинством голосов не менее 2/3 от установленного числа депутатов Московской городской Думы.
3. Постановление Московской городской Думы принимается большинством голосов от числа избранных депутатов Московской городской Думы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
4. Закон города Москвы, принятый Московской городской Думой, в четырнадцатидневный срок направляется для подписания и обнародования Мэру Москвы.
Статья 19. Порядок повторного рассмотрения принятого Московской городской Думой закона города Москвы
1. Закон города Москвы подписывается и обнародуется Мэром Москвы в четырнадцатидневный срок со дня получения закона. Мэр Москвы в течение указанного срока вправе наложить вето на принятый Московской городской Думой закон города Москвы и направить закон на повторное рассмотрение Московской городской Думы вместе со своими поправками или с отрицательным заключением.
2. Московская городская Дума приступает к повторному рассмотрению закона города Москвы в течение четырнадцати дней со дня его получения. города Москвы в течение четырнадцати дней со дня его получения.
3. Каждая из поправок Мэра Москвы может быть отклонена Московской городской Думой при повторном рассмотрении закона города Москвы числом голосов не менее 2/3 от числа депутатов, присутствующих на заседании. Неотклоненные поправки Мэра Москвы включаются в текст закона города Москвы без голосования.
4. Если при повторном рассмотрении ни одна из поправок Мэра Москвы не отклонена, то Мэр Москвы подписывает закон города Москвы в течение трех дней со дня его получения.
5. Если при повторном рассмотрении отклонена часть поправок Мэра Москвы, то закон города Москвы направляется Мэру Москвы как вновь принятый.
6. В случае отклонения Мэром Москвы закона города Москвы он может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством голосов не менее 2/3 от установленного числа депутатов и тем самым отклонено вето Мэра Москвы.
7. Закон города Москвы, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Мэром Москвы и подлежит подписанию в течение трех дней со дня получения закона.
8. Если Мэр Москвы не налагает вето на закон города Москвы и не подписывает его в течение четырнадцати дней или если вето Мэра Москвы отклонено Московской городской Думой, то закон города Москвы считается принятым, подлежит опубликованию и введению в действие в те же сроки и на тех же условиях, как и закон города Москвы, подписанный Мэром Москвы.
Статья 20. Повторное рассмотрение и обжалование постановления Московской городской Думы
1. Мэр Москвы вправе обратиться в Московскую городскую Думу с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановление Московской городской Думы или о его отмене, которое рассматривается Московской городской Думой в четырнадцатидневный срок в порядке, предусмотренном Регламентом Московской городской Думы.
2. Мэр Москвы вправе обжаловать постановление Московской городской Думы в судебном порядке.
Статья 21. Опубликование и введение в действие законов города Москвы, постановлений Московской городской Думы
1. Законы города Москвы и постановления Московской городской Думы подлежат опубликованию в официальном издании Московской городской Думы "Ведомости Московской городской Думы", а законы города Москвы, кроме того, - в официальных изданиях Правительства Москвы, а по решению Московской городской Думы они могут быть опубликованы также в иных изданиях.
2. Датой официального опубликования закона города Москвы, постановления Московской городской Думы является день первого опубликования его полного текста в средствах массовой информации, указанных в части 1 настоящей статьи.
3. Закон города Москвы вводится в действие (вступает в силу) через десять дней после его официального опубликования, если в самом законе не оговорено иное.
4. Постановление Московской городской Думы вводится в действие (вступает в силу) со дня его официального опубликования, если в самом постановлении не оговорено иное.
Статья 22. Действие законов города Москвы, постановлений Московской городской Думы
1. Законы города Москвы и постановления Московской городской Думы, принятые и введенные в действие в соответствии с настоящим Законом, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории города Москвы органами власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
2. Законы города Москвы и постановления Московской городской Думы на территории города Москвы подлежат государственной защите в суде и во всех иных формах, предусмотренных законодательством.
3. Со дня введения в действие закона города Москвы противоречащие ему положения правовых актов органов исполнительной власти, правовых актов органов местного самоуправления, их должностных лиц не применяются, если иное не предусмотрено законом.
4. Органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны привести в соответствие свои правовые акты в течение трех месяцев со дня введения в действие данного закона города Москвы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 23. Отмена, изменение или дополнение закона города Москвы, постановления Московской городской Думы
1. Отмена, изменение или дополнение закона города Москвы, постановления Московской городской Думы осуществляются принятием соответствующего правового акта города Москвы в той же форме - закона города Москвы, постановления Московской городской Думы.
2. В законе города Москвы может быть предусмотрен особый порядок его отмены, изменения или дополнения.
Статья 24. Структура и язык закона города Москвы, постановления Московской городской Думы
1. Закон города Москвы состоит из статей, имеющих сквозную нумерацию и названия. Статьи закона могут быть объединены в главы, имеющие нумерацию и названия.
2. Статьи закона состоят из частей, имеющих или не имеющих нумерацию.
3. Каждая часть начинается с абзаца. Часть состоит из нескольких абзацев в тех случаях, когда она имеет пункты, обозначаемые цифрами или буквами. Часть может состоять из нескольких абзацев также в тех случаях, когда части нумеруются. Если нумеруются части какой-либо статьи закона, то нумеруются также части всех других статей закона за исключением тех, которые содержат только один абзац, начинающийся с заглавной буквы.
4. Постановление Московской городской Думы состоит из пунктов, имеющих сквозную нумерацию.
5. Законы города Москвы, постановления Московской городской Думы могут иметь приложения. Приложением к постановлению не может приниматься закон города Москвы.
6. В преамбуле закона города Москвы указывается предмет регулирования данного закона.
7. Законы города Москвы и постановления Московской городской Думы являются актами прямого действия.
8. Язык закона города Москвы, постановления Московской городской Думы должен быть точным и лаконичным, исключающим двусмысленные толкования, декларации, повторы, неприменимые или невыполнимые на практике нормы, а также нормы, неисполнение которых не влечет последствий для правоприменителя.
9. При перечислении условий, все из которых должны быть выполнены, не допускается использование союза "или". При перечислении условий, из которых достаточно выполнения лишь одного, не допускается использование союза "и".
10. В законах города Москвы, постановлениях Московской городской Думы используются общепринятые или определенные законодательством понятия. При использовании понятий, которые могут иметь неоднозначное толкование, они должны быть определены в самом законе города Москвы, постановлении Московской городской Думы. Законы города Москвы могут содержать специальную статью, определяющую основные понятия, используемые в законе.
Статья 25. Разрешение споров
1. Споры между Московской городской Думой и исполнительными органами государственной власти города Москвы, возникающие по вопросам их компетенции, которые не нашли своего разрешения путем осуществления согласительных процедур, разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации.
2. Споры между Московской городской Думой и Мэром Москвы, возникающие по вопросам принятия законов города Москвы и постановлений Московской городской Думы, решаются путем создания Московской городской Думой и Мэром Москвы на паритетной основе согласительных комиссий на срок не более двух месяцев. При отсутствии согласия по истечении установленного срока рассмотрение спора может быть передано в суд.
3. Споры о соответствии Уставу города Москвы законов города Москвы, постановлений Московской городской Думы разрешаются Уставным судом города Москвы.
Статья 26. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон города Москвы от 14 декабря 1994 года N 22 "О законодательных актах города Москвы".
3. До приведения Регламента Московской городской Думы в соответствие с настоящим Законом Московская городская Дума руководствуется Регламентом в части, не противоречащей настоящему Закону.
Мэр Москвы Ю. ЛУЖКОВ
Москва, Московская городская Дума
14 декабря 2001 года
N 70