Осенняя перетряска казахстанского правительства вызвала столько комментариев, что их хватило бы на дюжину событий рангом пониже. По одной версии, президент Назарбаев с ее помощью избавился от набиравшей силу политической оппозиции. По другой - произвел плановую смену "караула", каковые у нас случаются едва ли не каждый год. По третьей - просто очистил плацдарм для очень перспективных государственных менеджеров, прекрасно проявивших себя на менее масштабных участках работы.
В каждой из этих версий можно найти зерно истины. Но теперь, когда пыль сведения мелких счетов улеглась и басовитые крики "на помощь!" уже почти не слышны, становится ясно, что в Казахстане, как в свое время в России, произошла очень неприятная кое для кого, но, наверное, неизбежная в условиях развивающегося государства процедура: "равноудаление" олигархов от кормила власти. Ибо, как ни крути, а большинство инициаторов создания Демвыбора Казахстана - олигархи. Да и само это политическое объединение в первую очередь призвано защищать интересы олигархии. Конечно, в том смысле, который вкладывается в это понятие на просторах Содружества.
Обратимся за примером к России, с которой, нравится это кому-то или нет, мы "срисовываем" некоторые повороты своей внутренней политики. Борьба между стремящимися к власти держателями капиталов и "малообеспеченными" держателями власти там идет нешуточная. Наиболее ярким ее проявлением стала судьба бывшего министра путей сообщения Николая Аксененко. Буквально перед самым Новым годом он, свернув вынужденный отпуск, триумфально вернулся в родное министерство и приступил к исполнению своих обязанностей. Честной народ мгновенно сделал вывод, что генпрокурор России Владимир Устинов дело в отношении министра решил прекратить или, как минимум, положить в долгий ящик.
По мнению многих российских наблюдателей, для таких умозаключений имелись веские основания. Так, например, обозреватели газет "Известия" и "Версты", сетевого издания "Пресс-центр" почти в один голос подчеркивают, что и Аксененко, и Устинов считаются ставленниками ельцинской Семьи, которая как раз в канун Нового года, как бы выйдя из летаргии, проявила небывалую активность. Информационная шумиха вокруг выдвижения так называемых "питерских" госчиновников, неожиданное вмешательство Бориса Ельцина в судьбу ТВ-6, новая порция "разоблачений" власти Борисом Березовским - все это было пущено в дело очень синхронно, сразу после начала проверки генпрокуратурой Министерства путей сообщения.
Аксененко был очень тесно связан с Семьей. Долгое время не без причины считалось, что глава МПС получил от нее некую индульгенцию, ограждающую его самого и все железнодорожное ведомство от более или менее объективных проверок. Ему до поры до времени безнаказанно сходили с рук и интриги против двух ельцинских премьеров - Евгения Примакова и Сергея Степашина, и другие дворцовые "шалости".
Когда фортуна повернулась к министру спиной, казалось, тому не остается ничего другого, как выбросить белый флаг. Но не тут-то было: очень скоро Аксененко понял, что он не одинок. Свою сановную солидарность с ним вдруг выказал еще один фаворит Семьи - премьер Михаил Касьянов. Главному российскому железнодорожнику более чем прозрачно намекнули, что в обиду его не дадут. Подконтрольные опальным олигархам СМИ отреагировали "адекватно": последовал ряд прицельных залпов по "питерцам", и министр вновь уселся в свое кресло.
Параллельно произошло еще одно очень симптоматичное событие: громкий скандал вокруг ТВ-6. Совсем не столь интересная российской общественности, как того хотелось бы ставленнику Березовского Евгению Киселеву, эта свара благодаря стараниям ряда СМИ была раздута до катастрофы вселенского масштаба.
Понятно, что решение рассмотреть кассационную жалобу ТВ-6 на вердикт Московского арбитражного суда о ликвидации компании в последний рабочий день старого года пробивалось усилиями, как минимум, одного из заместителей главы кремлевской администрации. Связи были задействованы самые мощные. У телекомпании вроде бы не было ни малейшего шанса выжить, но Федеральный арбитражный суд вдруг отправил дело на новое рассмотрение. После такого сюжетного поворота стало казаться, что иск "Лукойл-Гаранта" к ТВ-6 потерял всякий смысл, ибо вступившая с первого января новая норма закона сделала его претензии по поводу отрицательного баланса телекомпании малосостоятельными.
Из всего этого следовало, что если противники Березовского приложили немалые усилия, чтобы лишить его телевизионного рупора, то сам он в ответ предпринял усилия воистину титанические. Иначе с чего бы вдруг Борис Ельцин в эфире РТР выразил свою экс-президентскую озабоченность по поводу сгустившихся над ТВ-6 грозовых туч? О судьбе "старого" НТВ он так не пекся, хотя более "семейного" канала после избрания Владимира Путина президентом в России не было.
Вроде бы все сложилось, и Борис Абрамович с верными соратниками по борьбе праздновал блистательную викторию. Но Новый год, как водится, не обошелся без сюрпризов. Самым главным из них стало увольнение господина Аксененко. Причем произошло все, как в анекдоте: "семейный" генпрокурор пришел к "семейному" премьеру с таким компроматом на "семейного" министра, что премьер, вопреки своему желанию, был вынужден переговорить с президентом об отставке Аксененко. Путин, понятно, подписал соответствующий документ без промедления.
Если раньше можно было говорить о том, что борьба вокруг кресла главы МПС связана с перераспределением финансовых потоков, то теперь речь пошла о вещах еще более значимых - о престиже главы государства, которого олигархи вынудили действовать очень жестко. На кон было поставлено очень многое, и команда президента, мобилизовав "имеющиеся резервы", нашла надежные способы воздействия на своих противников. В том числе и на преданного Семье генпрокурора.
Об эффективности пущенных в ход рычагов говорит то, что окончательная судьба ТВ-6 решилась отнюдь не в пользу Киселева и его креатуры. На днях состоялось заседание президиума Высшего арбитражного суда, на котором рассматривался протест на решение Федерального арбитража от 29 декабря 2001 года. Оно было отменено. В силе оставлен вердикт нижней инстанции, гласящий: телекомпанию ТВ-6 ликвидировать.
Таким образом, "лоцманы" российской политики продолжают выяснять отношения. Но теперь это не локальные стычки, а война на поголовное истребление, поскольку противники Кремля и в случае с предновогодним триумфом Аксененко, и в случае с продлением агонии ТВ-6 выступили против самого президента. Они не скрывают, что идут ва-банк, и это расценивается большинством обозревателей как признак отчаяния. Вопрос теперь не в том, кто победит, - это уже ясно всем. Вопрос в том, кто из стана проигравших первым побежит с поля брани.