Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

800 МИЛЛИОНОВ В МЕСЯЦ.

25 - В ДЕНЬ

Таможня посягнула на нелегальные доходы российских чиновников

"Вы имеете право хранить молчание" - эта стандартная фраза из полицейских кинобоевиков во всем мире считается разъяснением прав подозреваемому в совершении преступления. Во всем мире, но только не в России.

В России, как известно, все делается через задний проход. Все - кроме клизмы. К примеру, Генеральная прокуратура России разъяснение подозреваемому его прав и последствий его действий трактует как шантаж и вымогательство. Пример? Пожалуйста. В августе 2000 года сотрудники ГТК совместно с оперативниками ГУВД Московской области накрыли партию контрабандной мебели в "Трех китах". После подсчета ущерба сотрудники ГТК объяснили гендиректору "Трех китов" Сергею Зуеву и его партнерам значение статьи 198 УК РФ. Статья эта гласит, что лицо, совершившее уклонение от уплаты таможенных платежей впервые, в случае добровольного возмещения госущерба освобождается от уголовной ответственности.

Результатом такого разъяснения стало обращение в ГТК руководителей семи фирм, причастных к ввозу контрабандной мебели. В обращении от 6 октября 2000 года было написано, что в результате внутренней ревизии всех поставок мебели за 1998-2000 гг. выявлена недоплата таможенных платежей "в размере 5 млн. долларов США". Далее по тексту: "...Мы готовы поэтапно внести на счет ГТК России эти деньги, поскольку заинтересованы в законном движении вышеуказанных товаров на внутреннем рынке".

Уже 12 октября (спустя всего шесть дней после обращения) один из учредителей "Трех китов" - 000 "Альянс-95" - внес в госбюджет России 2 млн. долларов. А еще одна из фирм-подписантов обращения - 500 тыс. долларов.

Казалось бы, все разрешилось наилучшим образом. Коммерсанты признали факт нанесения ущерба госбюджету и согласились его возместить. ГТК вместо долгой уголовной волокиты быстро перечислил деньги в бюджет. А Минфин получил дополнительные средства для выплаты зарплат бюджетникам и пенсий.

Такой ход событий устраивал всех, кроме Генеральной прокуратуры, которая затребовала все материалы к себе.

Из 200 томов уголовного дела в Генпрокуратуре в настоящее время находится всего 26 томов. Остальные 174 тома (банковские и бухгалтерские документы фирм, торговавших мебелью в "Трех китах"), представители главного надзорного органа страны в несколько этапов раздали "мебельщикам".

В мае 2001 года следователь Генпрокуратуры по особо важным делам Попов дело по контрабанде прекратил "за отсутствием состава преступления". А вскоре ведомство Владимира Устинова возбудило уголовное дело против следователя СК МВД Зайцева и сотрудников ГТК за злоупотребление должностными полномочиями.

Таможне инкриминируется вымогательство 5 млн. долларов у гендиректора "Трех китов" Зуева путем угроз и шантажа. В качестве доказательств шантажа используется эпизод, когда сотрудники ГТК объяснили Зуеву, что в случае добровольной выплаты денег в госбюджет согласно ст. 198 УК РФ уголовное дело по контрабанде будет закрыто.

Чьи интересы отстаивает Генпрокуратура

В Генпрокуратуре считают, что они стоят на страже законов и защищают частных бизнесменов. В ГТК - что прокурорские работники защищают контрабандистов и наносят ущерб государственному бюджету России, но не в ущерб себе.

В этом смысле очень показателен ответ первого заместителя генпрокурора Бирюкова от 28.06.01 на письмо министра внутренних дел Грызлова от 08.06.01 N1/10701 по поводу возбуждения уголовного дела против следователя СК МВД Зайцева, которое направлено в суд.

В своем ответе Бирюков заявил о причастности руководителей ООО "Лига Марс" (основной поставщик мебели. - Авт.) и ТК "Три кита" к совершению преступлений не доказана". Либо г-н Бирюков лукавит, либо он даже не заглядывал в некоторые материалы уголовного дела.

В этих материалах присутствует решение Арбитражного суда г. Москвы о ликвидации 000 "Лига Марс", так как его деятельность связана с использованием похищенного или утерянного паспорта и подложных сертификатов, о чем было известно Попову. Несмотря на это уголовное дело все равно было прекращено "за отсутствием состава преступления".

Не менее показателен в действиях Генпрокуратуры и тот факт, что следователь Попов проверил всего лишь две таможенные декларации 000 "Лига Марс" из 370. Попов также не стал запрашивать в Италии и Испании документы, по которым мебель отправлялась в Россию.

За прокуратуру необходимые уголовно-процессуальные действия произвела таможня.

На основании Протокола N 2, подписанного ГТК РФ и Европейским бюро по борьбе с мошенничеством (ОЛАФ), Итальянская служба представила экспортные документы по поставкам мебели в Россию. В том числе и по партии мебели, оформленной 000 "Лига Марс", по таможенной декларации N22606/02030/0002178. Именно в отношении этой партии Попов и прекратил уголовное дело.

Если верить документам, только по одному контейнеру с мебелью из этой партии вес оказался заниженным на 11, 5 тонны. А недоплата по таможенным платежам составила около 380 тыс. рублей. Всего по 39 контейнерам вес был занижен на 188 тонн, недоплата в госбюджет перевалила за 15 млн. рублей. Таких поставок было более 350.

Но и это еще не все. Работники Генпрокуратуры отказались рассматривать и приобщать к делу материалы Европейского бюро по борьбе с мошенничеством и Государственного таможенного комитета России. Мало того, Генпрокуратура упорно не возбуждает уголовные дела против бывших работников Одинцовской таможни, которая была расформирована сразу после вскрытия контрабандного канала.

Практически вся мебель, которую для "Трех китов" поставляло ООО "Лига Марс", проходила через Одинцовскую таможню. Видимо, Генпрокуратура покрывает взяточников.

Объяснить этот факт можно только тем, что возбуждение уголовных дел против бывших одинцовских таможенников будет означать признание факта контрабанды и означать неправомерность прекращения уголовного дела против "Лиги Марс". Тенденция, однако.

Чьи интересы на самом деле отстаивает Генпрокуратура

Пять миллионов долларов - сумма, конечно, значительная. Но не она является основной причиной атаки на ГТК со стороны Генпрокуратуры.

На кону куш посолиднее - более 800 млн. долларов в месяц, или около 25 млн. долларов каждый день. Именно такой прирост сборов в госбюджет дает ГТК под руководством Ванина по сравнению с предыдущим периодом.

При Драганове ГТК ежемесячно собирал не более 500 млн. долларов. После прихода Ванина сборы стали постоянно расти. Сегодня они составляют более 1, 7 млрд. долларов каждый месяц. Особо надо отметить, что объем импорта за это время не вырос. Посчитать разницу можно и без калькулятора.

Откуда эти деньги взялись? Ответ один: с "черного" рынка. Ранее эти 800 млн.долларов расходовались по счетам чиновников в теплых или горных странах. Видимо, кому-то очень хочется, чтобы эти деньги вернулись на прежние насиженные места. Вот и давят на руководство ГТК.

Восемьсот миллионов в месяц сумма огромная. И без политики при ее дележе не обойтись.

В прессе уже отмечалось, что московский всплеск генпрокурорской активности против ГТК по времени совпал с событиями в Санкт-Петербурге. Вернее, с проверкой Балтийской таможни (кстати, через эту таможню в Россию поступала мебель ООО "Лига Марс").

Результатом проверки стало отстранение от работы начальника Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Владимира Шамахова и руководителя Балтийской таможни Александра Пучкова. И тут же пошли спекуляции в СМИ по поводу "наезда" со стороны ГТК на "питерских".

В российской практике стало правилом, как только речь заходит о масштабных злоупотреблениях, воровстве и коррупции, сразу же появляется политическая версия происходящих событий.

Если в какой-либо скандал так или иначе оказывается вовлечен чиновник, который работал когда-нибудь в Северной столице, СМИ моментально выдают готовый рецепт: Путин меняет "семейных" на "питерских".

Об исходной точке конфликта ГТК и Генпрокуратуры вокруг поставок контрабандной мебели окончательно забыли. Дело ясное - политика.

Впечатление такое, что кто-то сознательно использует гендиректора "Трех китов" Зуева для раздувания скандала вокруг ГТК. А Генпрокуратура услужливо подыгрывает. Чем громче скандал, тем легче бросить тень на руководство ГТК.

Все по классическому сценарию: то ли он украл шинель, то ли у него украли...

Потом, когда пыль от ГТК уляжется, можно все списать на президента и спокойно приступить к дележу 600 млн. долларов. Можно даже наказать "Три кита" за контрабанду и следователя Генпрокуратуры Попова - за непрофессионализм и халатность.

Вот такая политика под названием интриганство и коррупция. Российская политика.

Уход в "несознанку"

Вернемся от политики к уголовщине.

Сразу после прекращения Генпрокуратурой уголовного дела по контрабанде ГТК начал административное дело - разбирательство по нарушению "Лигой Марс" таможенных правил по другим партиям мебели, которые не попали в уголовное дело.

В рамках административного дела N 90000-27/2001 ГГК отправил в Генпрокуратуру запрос на предоставление документов или копий по закрытому Поповым уголовному делу, чтобы не было перекрещивания эпизодов. Заместитель начальника Управления Генпрокуратуры по расследованию особо важных дел в предоставлении копий отказал.

Генпрокуратура отказалась выдать таможенникам даже копию постановления о прекращении уголовного дела. Интересно, что там прокуратура скрывает?

Административное дело по "Лиге Марс" вскоре переросло в новое уголовное дело, которое ГТК возбудил 30 октября 2001 года. В рамках этого "дела" ГТК отправил новый запрос в Генпрокуратуру и получил новый отказ.

Мало того что Генпрокуратура нарушила уголовно-процессуальный кодекс. Она тут же (через неделю после возбуждения) затребовала новое уголовное дело снова к себе. Одновременно с аналогичным требованием к ГТК обратилась Мосгорпрокуратура.

Столь странный интерес к "мебельному" делу со стороны Генпрокуратуры заметили в Государственной думе. Председатель Комитета по безопасности ГД Александр Гуров даже направил в Генпрокуратуру запрос по поводу прекращения уголовного дела в отношении ООО "Лига Марс".

Обращение законодателей Ген-прокуратура в отличие от запросов ГТК проигнорировать не смогла. Была назначена проверка. Прокурору Управления по расследованию особо важных дел Крегелю было поручено сверить материалы прекращенного уголовного дела из архива Генпрокуратуры и документы ГТК по контрабанде и уклонению от уплаты таможенных платежей со стороны ООО "Лига-Марс".

После того как Крегель ознакомился с вышеупомянутым Актом сверки данных Европейского бюро по борьбе с мошенничеством и ГТК, первый заместитель Генпрокурора принял решение прекратить сверку материалов. Зато требование передать новое уголовное дело N 88013 в Генпрокуратуру из ГТК ужесточил.

В ГТК, видимо, решили подстраховаться и передали дело не в Генеральную, а в Московскую городскую прокуратуру. Но в Мосгорпрокуратуре следователи оказались даже более оперативные. Генпрокуратуре потребовалось более двух месяцев, чтобы закрыть уголовное дело по контрабанде. Городской прокуратуре хватило двух дней.

28 ноября ГТК передал "дело" в Мосгорпрокуратуру, а 30 ноября, в пятницу, оно было закрыто. Странное дело, но уже в понедельник, 3 декабря, "дело" затребовала к себе Генпрокуратура и вопреки своей же логике вернула его на доследование.

Ничего странного. Просто накануне "нелогичного" решения Генпрокуратуры на приеме у президента побывали главный таможенник страны Ванин и ее главный законник Устинов. Видимо, таможенная логика оказалась президенту ближе, чем прокурорская.


Степан Кухлевский, N1, стр. 12, Версия ( Совершенно Секретно )
15.01.2002
Архив:
январь 2002 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
 010203040506
07080910111213
14
15
1617181920
21222324252627
28293031      
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"