В пятницу президиум Высшего арбитражного суда РФ вынес окончательный приговор ТВ-6: решение о ликвидации телекомпании признано вступившим в силу с 27 ноября прошлого года. Таким образом, решение Федерального арбитражного суда Московского округа, отменившее постановление о ликвидации ТВ-6, в свою очередь признано недействительным.
Практически сразу после решения в пользу ТВ-6 зампред Высшего арбитражного суда Эдуард Ренов подал протест, который и рассматривался в пятницу в суде. "Когда протест выносится и принимается к рассмотрению в столь рекордные сроки, есть все основания полагать, что это дело кто-то мощным образом проталкивает", - заявлял "Известиям" Евгений Киселев накануне суда.
После заседания адвокат ТВ-6 Гералина Любарская заявила о возможности обращения в Страсбургский суд по правам человека, подчеркнув, однако, что такое решение должно быть принято на собрании акционеров телеканала. Руководитель пресс-службы ТВ-6 Татьяна Блинова рассказала "Известиям", что компания, вероятно, не ограничится только Страсбургским судом и обратится во все возможные международные инстанции, а также в Конституционный суд России (КС).
- Страсбургский суд не может отменить решение Высшего арбитражного суда о ликвидации ТВ-6, так же как и любое решение любого суда России. Здесь совершенно другие процедуры, для наших юристов еще непривычные, - заявил "Известиям" уполномоченный России при Европейском суде по правам человека Павел Лаптев.
Европейский суд может только признать нарушение права и сообщить свое решение в государство, где это право было нарушено. В случае ТВ-6 речь может идти о нарушении права на свободу распространения и получения информации, а также права на справедливый суд.
- Боюсь, что в Страсбурге обращение ТВ-6 может быть принято только в связи с фактом закрытия компании, - говорит "Известиям" директор Центра содействия международной защите Карина Москаленко. - Дальше, если телекомпания ТВ-6 будет признана жертвой, она может добиться от государства огромных компенсаций. Чтобы не прослыть зажимателем свободы слова, государство может заново возбудить производство по этому делу. А может и запросто проигнорировать решение Европейского суда.
По мнению Блиновой, телекомпании могут помочь решения в ее пользу Конституционного и некоторых международных судов, однако тут все зависит от сроков - подобные жалобы нередко годами ждут своего часа. Назначенное на 14 января собрание акционеров ТВ-6 вынуждено будет принять решение о ликвидации и начать соответствующую процедуру. Закон отводит на нее полгода. Будет создана ликвидационная комиссия, сотрудникам выплатят зарплаты и долги, произойдет оценка имущества, после чего это имущество должно быть реализовано. Однако если собрание акционеров ТВ-6 примет решение об обращении в КС на предмет выяснения конституционности правовых претензий фонда "ЛУКОЙЛ-Гарант", это должно привести к приостановлению решения о ликвидации.
Как будут развиваться события дальше, пока не ясно. Не исключено, что Минпечати решит, не дожидаясь ликвидации, отозвать у канала лицензию и объявит тендер. В декабре 2001 года вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун на пресс-конференции в "Известиях" объявил о планах нефтяного концерна добиться отзыва принадлежащей телеканалу лицензии, выиграть конкурс, создать новую, прибыльную компанию и продать ее. Г-н Федун заверял, что денег на это они не пожалеют. Однако, как уже рассказывали "Известия" в номере за 30 ноября 2001 года, еще до конкурса на "шестую кнопку" могут "запустить" одну из действующих телекомпаний. Самыми вероятными претендентами называют RenTV и "Московию". Очевидно, что телекомпания, которая займет "кнопку", скорее всего и выиграет тендер.