По образному выражению Черчиля, тайная борьба в высших эшелонах власти называется "схваткой бульдогов под ковром". В России все не так, как в Англии. Наши бульдоги, кажется, вылезают из-под ковра. И начинают уже грызть друг друга на глазах, причем борьба эта уже идет не до первой крови, а до последней ее капли.
Самым ярким показателем этой борьбы стала судьба бывшего уже министра путей сообщений Аксененко.
Буквально перед Новым Годом больной глазами министр неожиданно для общественности на белом коне въехал в родное министерство и приступил к исполнению своих обязанностей. Сразу возникли вполне законные подозрения, что Генпрокурор Устинов решил положить под сукно (или в долгий ящик) дело в отношении министра с последующим его закрытием.
Дело в том, что и Аксененко, и Устинова считали и считают ставленниками Семьи. Которая как раз накануне Нового Года проявила удивительную прыть. Информационная шумиха вокруг так называемых "питерских", неожиданное вмешательство Бориса Ельцина в судьбу ТВ-6, очередные всплески потока сознания Березовского - все это активно заработало сразу после начала широкомасштабной проверки Генпрокуратурой МПС. Впрочем, эта проверка сама по себе удивила всех. Аксененко был слишком тесно связан с Семьей, он памятен всем и своими удачными интригами против премьера Примакова, и против премьера Степашина.
Было очевидно, что дело против Аксененко могло быть заведено только по самому высокому распоряжению. Тем более, когда Генпрокурор - Устинов, известный опять же и своей лояльностью к Семье, и умением разваливать самые громкие и безусловные дела.
Однако, очень даже скоро Аксененко понял, что он не одинок. Еще один "семейный" - премьер Касьянов - самолично высказал ему свою поддержку. Возникала странная ситуация - Генпрокуратура преследовала идеального, если верить Касьянову, министра.
Иначе говоря, Аксененко дали понять, что его никто в обиду не даст. Последовал ряд залпов против "питерских" и…министр снова вернулся к исполнению своих прямых обязанностей.
Антипутинские СМИ заговорили о поражении - нет, не самого Президента, но его окружения. Что одно и то же.
Одновременно практически произошла еще одна вполне симптоматичная вещь: скандал вокруг ТВ-6. Практически неинтересный общественности до того, он мгновенно стал самым ярким событием последних дней 2001 года.
Чего лукавить? Понятно, что решение рассмотреть касасационную жалобу ТВ-6 на решение Московского арбитражного суда о ликвидации компании в последний рабочий день старого года пробивалось опять же "на самом высоком" уровне. Рычаги были задействованы самые мощные. И, казалось, у ТВ-6 нет никаких шансов. Адвокаты только печально разводили руками. Светлана Сорокина в прямом телеэфире насовсем попрощалась с телезрителями(который раз за свою карьеру?). И вдруг…. Федеральный арбитражный суд отправляет дело ТВ-6 на новое рассмотрение в нижестоящую инстанцию. Это означало, что сам смысл иска Лукойл-Гаранта к ТВ-6 терялся, ибо вступившая с первого января новая норма закона делала претензии истца о прежнем отрицательном балансе компании несостоятельными.
Ну уж если противники Березовского приложили титанические усилия, чтобы лишить его телерупора, то он сам приложил усилия более титанические. Иначе с чего бы вдруг Борис Ельцин в эфире РТР вспомнил о телекомпании ТВ-6 и выразил свое монаршье неудовольствие ее грядущей судьбою? Насчет прежнего НТВ он так не пекся, хотя уж более "семейной" телекомпании после избрания Путина президентом найти было тяжело. И кто это, интересно, мог уже 29 декабря так нажать на Федеральный арбитражный суд, что те забыли, зачем собрались именно в этот день? И сколько денег на это ушло?
В любом случае Березовский и его товарищи по борьбе с Президентом праздновали очередную важную победу.
Но Новый Год принес свои сюрпризы. Самым первым стало увольнение Аксененко. Причем произошло все как в каком-то сюрреалистическом фильме: "семейный" Генпрокурор пришел к "семейному" премьеру с ТАКИМ компроматом на "семейного" министра, что премьер тут же был вынужден сам говорить с Президентом об отставке Аксененко. Путин подписал соответствующий документ безо всяких сомнений и проволочек.
И если несколько ранее можно было говорить о том, что борьба вокруг кресла главы МПС - это вопрос перераспределения финансовых потоков, то теперь ясно - речь идет уже об престиже главы государства, которого сами же "семейные олигархи" вынудили действовать более жестко, речь идет о том, кому в стране будет принадлежать власть. Правда, у самого Аксененко перспективы отнюдь не печальные. Устинов и не такие дела может загубить. Даже на процессе Радуева он выглядел бледно и неубедительно, и только инстинкт самосохранения не позволил судье вынести подсудимому мягкий приговор.
С другой стороны, Устинова могут и в будущем вполне ставить на место, руководствуясь, хотя бы, тоннами компоромата уже опубликованного в прессе. А сколько не опубликовано?
В любом случае понятно, что те, кого "подберезовики" называют "питерскими силовиками" сумели найти инструменты для давления даже на исключительно лояльного Семье Генпрокурора. Причем безо всяких порноскандалов.
И опять же с полным совпадением по времени стало ясно, что судьба ТВ-6 отнюдь не решена. В телекомпании получено уведомление подписанное заместителем председателя Высшего арбитражного суда Эдуардом Реновым.
В документе сообщается, что на 11 января назначено заседание президиума Верховного суда, на котором будет рассмотрен протест зампреда Высшего арбитражного суда Эдуарда Ренова на решение Федерального арбитражного суда от 29 декабря. Федеральный арбитраж в последний рабочий день минувшего года отменил ноябрьское решение Арбитражного суда города Москвы о ликвидации ТВ-6 и направил дело на новое рассмотрение.
Зампред высшего Арбитражного суда в свою очередь просит отменить решение Федерального арбитража и оставить в силе решение нижней инстанции предусматривающее ликвидацию телекомпании.
Таким образом, "бульдоги" российской политики продолжают борьбу с переменным успехом. Но это уже не позиционная война, а война на уничтожение. Ибо, если следовать логике оппозиционных Путину сил, глашатаем которых стал Евгений Киселев, его покровители и в случае с предновогодним триумфом Аксененко, и в случае с триумфом ТВ-6, выступили в открытую против самого Президента, поиграв мускулами, сжигая мосты. Но после сожжения мостов отступать обычно некуда… Об этом стоит помнить.