Марина Николаевна, а правда, что Чебурашку украли и в Америку увезли? А еще крокодила Гену... А когда мы судиться стали, нам этих мерзких телепузиков дали". Ну как мне объяснить своим третьеклассникам, почему ноши лучшие мультфильмы почти не появляются на телеэкране? Дети ведь нутром чувствуют, когда их обижают, ущемляют их право.
Из письма учительницы начальных классов школы N416 Марины Пановой, г. Москва
Недаром говорят, что устами младенца глаголет истина. В самом деле, с какой это стати мы все реже и реже видим по телевизору наивных и мудрых, смешных и грустных, но всегда добрых и отзывчивых Чебурашку, Матроскина, Винни-Пуха, Бременских музыкантов, любимых многими и многими поколениями? Почему все глуше звучат в эфире привычные и родные "Чебурашка-дружочек", "Ну, Заяц, погоди!", "К сожаленью, день рожденья..."? Может, наших друзей детства, да и, чего греха таить, по зрелой жизни тоже, в самом деле украли?.. Уплывало же мошенническим образом из бывших советских руководящих кабинетов наше национальное достояние - не имеющие цены раритеты, в том числе странички сталинского архива, по 500 баксов за штуку. А это ж сложнее, чем крохотного Чебурашку спрятать.
Впрочем, Чебурашка и вся многочисленная мультипликационная рать (за время своего существования студия "Союзмультфильм" выпустила более 1500 анимационных фильмов) тоже давно стали нашим национальным достоянием. Да и за рубежом наши мультики имеют, как сейчас принято говорить, славный имидж. Сам Папа Римский рекомендовал своим подопечным покупать советские мультфильмы для прихожан, потому что "они высокоморальные и очень добрые".
А может, наших любимцев просто куда-то в гости пригласили или на время в аренду взяли? Тогда так и скажите, и не надо нам втирать очки, подменяя привычных телегероев пришельцами из другого мира с иными представлениями о добре и зле, справедливости и силе, нравственности и сопереживании. Наши умненькие детишки, несмотря на всякие иноземные "примочки-прибамбасы", все равно не принимают разных пикемонов так близко к сердцу, как своих родных Чебурашек и Ген, Хрюш и Степашек, хотят видеть и слышать их. И когда к нам в редакцию пришел известный во всем мире детский писатель, "папа" Чебурашки, Матроскина и еще многих и многих театральных и мультперсонажей Эдуард Успенский, мы высказали ему все, что накипело в душах наших, в душах детей и внуков, авторов, читателей и почитателей "Российского адвоката" насчет утраты позиций российской мультипликации, все, что думаем о пропаже Чебурашки. Уж он-то знает, что с его любимым "семейством" произошло. Но, оказывается, и у него накипело, даже побольше нашего.
Если строго следовать фактам, Чебурашку и Кш у нас просто увели. Ну не как кошелек в метро, а по-крупному. "По наводке" профессиональных мошенников от бизнеса. Почему, как и кто увел? Мы решили с помощью Эдуарда Николаевича, его коллег по "Союзмультфильму" и профессиональных правоведов разобраться в этом.
Когда в 1989 году отнюдь не в "голубом вертолете", а в виде решения Верховного Совета СССР на наши грешные головы опустилось "добро" на создание арендных предприятий, далекие от противоправных деяний и экономической целесообразности творцы интеллектуальной собственности отреагировали слабо или никак не отреагировали. Они занимались любимым делом - творчеством. И только самые сообразительные, точнее самые рисковые и предприимчивые, еще точнее нередко отмотавшие срок за преступления в экономической сфере люди поняли, что пришел их час, что именно для них проложен мосток к грядущему переделу собственности через все законом определенные запреты. И началось...
После некоторых размышлении и студия "Союзмультфильм" решила "сдаться в аренду" на десять лет. Вряд ли еще предполагая, что тем самым, как позже сделает вывод американский суд, "прекращает быть целиком государственным предприятием и становится способным к дальнейшему переходу к частным компаниям". Однако новый статус позволял временным владельцам "брать в аренду только государственные здания и оборудование, а также доход и продукты от их использования, получая в такой степени свободу от государства".
Если бы такая вот "степень свободы от государства" соответствовала внутригосударственным интересам арендаторов, нынешних проблем, скорее всего, не было бы. Но в России уже появились и странным образом множились "лохотронщики". С вокзалов и площадей они быстренько перебрались на солидные предприятия и в учреждения. И в коридорах с трудом выживавшего "Союзмультфильма" вдруг замелькал некто Скулябин, да не сам по себе, а с заманчивыми предложениями безболезненно ввести всех сотрудников в рынок, существенно поправить их финансовое положение, равно как и дела по прокату старых и производству новых фильмов. Ему поверили. Ну как Мавроди. Еще бы, у Скулябина такие связи в Международном банке, что стоит слово сказать - инвестиции потоком пойдут. Кроме того, за ним - всем известный актер Олег Видов с американской супругой Джоан Бернстаин, готовые почти безвозмездно пахать во благо российской мультипликации.
А мы же воспитаны на благородстве и доверии. Солидные мужики со званиями и степенями элементарно купились, повели себя, как самые что ни на есть лохи. Скулябин вместе с печатями получил доступ к бесценной коллекции "Союзмультфильма". Тут же появилась охрана, сотрудников мало того, что перестали пускать в студию, их лишили трудовых книжек. А вскоре выяснится, что Чебурашка с друзьями, как та известная курица, уже успешно несет золотые яйца в США. И оказываются они в чужой корзине, то бишь в кармане... правильно, Скулябина-Видова-Бернстайн.
Дело в том, что они создали закрытое акционерное общество "Союзмультфильм" и свой фонд и, ничего не производя, стали снимать пенки, получать очень приличные дивиденды с проката забавных историй с нашими любимчиками. Однако на каком же основании энергичные "джентльмены и леди" из далекой Америки взялись распоряжаться авторскими правами, правами на демонстрацию продукции госпредприятия? А ни на каком, потому что документальных свидетельств о полной передаче авторских прав, вообще интеллектуальной собственности студии "Союзмультфильм" в аренду и тем более Скулябину-Видову и Кш нет. Да и можно ли арендовать, скажем. Академию наук, Союзы писателей, художников, композиторов и т. д. оптом, со всем потенциалом?
Г-н Видов на всех перекрестках утверждает, что студия (считай, авторы и государство одновременно) передала ему все права но персонажи, книги, изделия. Однако совсем не трудно установить, что таких прав и у самого "Союзмультфильма" не было, так как авторы, заключая в свое время договор со студией, прав своих ей не передавали.
Зачем же Видову врать, наводить тень на плетень? А у него в запасе аргумент - весьма оригинальное мнение американского суда на сей счет: коль России десять лет не была нужна коллекция мультфильмов, значит, она ей вообще не нужна. И лучше, если это достояние мировой культуры будет работать... в собственности г-жи Джоан.
Получается почти приватизация или даже экспроприация по-американски с явным душком российской уголовщины. Успенский по этому поводу высказался в привычной манере: "Завтра они таким же способом присвоят себе Чайковского, на том лишь основании, что у нас давно не исполнялся его первый концерт". А Скулябиных-Видовых столько объявилось, что уже рискуем вообще без имени-отчества остаться - приватизируют-продадут. Вот так и получается, что история эта, хочешь не хочешь, навевает мысли либо о незаконной продаже, либо о заурядном мошенничестве, либо о воровстве средь бела дня... В любом случае наши дети правы в своем предположении, что их любимцев слямзили. А еще они верят, что "Чебурашка победит" и все равно вернется домой. Потому что он сам и они очень хотят встречаться не по чьей-то заокеанской воле, а тогда, когда им этого хочется.
Кстати, если бы г-жа Джоан Бернстаин заработанные на Чебурашке деньги передала в "Союзмультфильм", там наверняка появилось бы пятнадцать-двадцать новых Чебурашек. А так ни гроша...
"Ребята, - говаривал незабвенный кот Леопольд, - давайте жить дружно". Не лазить по чужим карманам, то бишь архивам, библиотекам и коллекциям, не присваивать себе чужие права. Давайте не будем лишать наших детей, внуков, правнуков, пра-пра-правнуков того, что им, и только им, принадлежит по праву. И пусть Америка права на просмотр наших Чебурашек, Зайцев, Волков и прочих любимцев детворы приобретает не с помощью неких шаловливых ручек, через разных там видовых и их супруг по почти шпионскому бизнесу, а законным путем. За деньги. За ба-альшие деньги. Как мы им платим за творчество Диснея, за телепузиков, пикемонов, как это вообще принято.
Фото Захара РОМАНОВА
ФОТО:
-На снимке: Эдуард Успенский с внучкой Катюшей
Валерий РЯЗАНЦЕВ, спецкор "Российского адвоката"
***
Мнение эксперта. Как явствует из публикации и знакомство с документами, арендное предприятие "Союзмультфильм" заключило 22 мая 1992 г. договор с американской фирмой о передаче авторских прав на мультфильмы. Но обладало ли само это арендное предприятие авторскими правами на мультфильмы государственного предприятия "Союзмультфильм"?
Взглянем в предысторию. Государственное унитарное предприятие "Союзмультфильм" 20 декабря 1989 г. было преобразовано в арендное предприятие. Позднее на его базе создано акционерное общество открытого типа и в то же время - федеральное государственное унитарное предприятие "Союзмультфильм". И вот теперь они, в лучших наших традициях "стенка на стенку", подают друг на друга в суд, чтобы признать незаконность образования конкурента.
Арбитражный суд г. Москвы признал законность федерального унитарного предприятия. Это решение было опротестовано в федеральном арбитражном суде Московского округа. Апелляционный суд признал федеральное унитарное предприятие самостоятельным новым юридическим лицом. Тогда Генеральный прокурор РФ принес протест на постановление федерального арбитражного суда Московского округа с намерением признать незаконной мотивировочную часть. Итак, ждем-с...
***
От редакции. Когда этот материал готовился к печати, стало известно, что заявление с просьбой о возбуждении уголовного дела по поводу нарушения авторских прав создателей анимационных фильмов и незаконного использования коллекции студии "Союзмультфильм" первый заместитель Генерального прокурора России передал начальнику управления по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры Михаилу Умрихину. Надеемся, что деяния Скулябина, Видова, его жены Джоан Бернстаин, возможно, и других "идеологов-вдохновителей" этой неприглядной, "похожей на мошенничество" истории получат наконец-то соответствующую оценку и Чебурашка с друзьями вернутся домой.