Сколько усилий, времени и нервов потратили "балтийские" пивовары, чтобы защитить свой брэнд от имитации и недоброкачественных подделок. Многие российские горе-бизнесмены пытались и до сих пор пытаются незаконно использовать брэнд ОАО "Пивоваренная компания "Балтика". Логика их проста: зачем тратить огромные средства на рекламу своей торговой марки, когда с успехом можно использовать уже "раскрученный" брэнд, - для этого достаточно отыскать лазейки в несовершенном российском законодательстве.
В 1999 году во Владикавказе ООО "Фирма Балтика" начало выпускать водку под торговой маркой "Балтика" с этикеткой, очень напоминающей пивную. "Пивоваренная компания "Балтика" подала иск о защите прав на свои товарные знаки. В ходе судебного разбирательства Федеральным институтом промышленной собственности РФ была проведена экспертиза. Она показала, что водка и пиво являются однородными товарами. Это означает, что использование торговой марки "Балтика" при изготовлении водки может ввести потребителя в заблуждение относительно производителя товара. Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия выпуск водки "Балтика" был прекращен. В ответ на это 000 "Фирма Балтика" подало кассационную жалобу, и в ходе следующего судебного разбирательства владикавказским предпринимателям удалось убедить Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в своей "правоте". Беспрецедентный случай в российской юридической практике - решением суда фактически было узаконено "пиратство", то есть использование мелкими фирмами брэндов крупных предприятий. Если это решение не будет опротестовано в Высшем арбитражном суде, то многие предприниматели по примеру осетинских коллег смогут абсолютно безнаказанно паразитировать на "раскрученных" товарных марках.
Но на этом неприятности "Балтики" не закончились. В 2000 году на питерских прилавках появились сигареты под названием "Балтика". Дизайн пачек почти в точности повторял стиль пивных этикеток: похожий шрифт, те же фирменные три волны и корона. В Арбитражный суд Московской области "балтийцы" подали иск о защите прав на товарные знаки. Эксперты определили, что "... общее зрительное впечатление, создаваемое сравниваемыми обозначениями, позволяет сделать вывод о сходстве обозначений до степени смешения". К тому же руководство фабрики "Мета-табак", видимо, не знало, что петербургская пивоваренная компания еще до начала выпуска сигарет под маркой "Балтика" зарегистрировала этот товарный знак в классе "табачные изделия". Этот факт практически предрешил исход судебного процесса: фабрике "Мета-табак" запретили изготавливать табачные изделия и курительные принадлежности с использованием товарных знаков "Балтики".
К сожалению, российская реальность такова, что действующее законодательство не может в полной мере противостоять стремительно развивающемуся "пиратству". Но скоро владельцы брэндов смогут спокойно вздохнуть. Во всем мире начался переход от понятия "однородность товаров" к понятию "возможность ассоциации". Теперь заявка на регистрацию похожего товарного знака будет автоматически отклонена, если знак регистрируется под товары, которые могут вызвать представление о существовании связи между ними и владельцем ранее зарегистрированного знака. Когда это поправка будет узаконена, "пиратство" исчезнет с рынка.