Глава 40. Общие условия производства по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрения
Статья 289. Ведение производства по делам о нарушениях таможенных правил и порядок их рассмотрения
Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение проводятся должностными лицами таможенных органов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, а в части, не урегулированной им, - в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело о нарушении таможенных правил считается заведенным, а производство по нему начатым с момента составления протокола о нарушении таможенных правил или об административном задержании физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил.
При наличии условий, предусмотренных статьей 384 настоящего Кодекса, рассмотрение дела о нарушении таможенных правил и наложение взыскания могут проводиться в упрощенной форме в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса.
Статья 290. Должностные лица таможенных органов Российской Федерации, правомочные вести производство по делу о нарушении таможенных правил
Производство по делу о нарушении таможенных правил ведется должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, непосредственно обнаружившим нарушение таможенных правил, а по решению начальника таможенного органа Российской Федерации или его заместителя должностным лицом, являющимся сотрудником структурного подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил таможенного органа Российской Федерации.
Полномочиями начальника таможенного органа Российской Федерации при производстве по делам о нарушении таможенных правил обладают руководитель структурного подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил Государственного таможенного комитета Российской Федерации и его заместители, а также руководители структурных подразделений по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил региональных таможенных управлений и таможен Российской Федерации и их заместители.
Статья 291. Обстоятельства, исключающие производство по делу о нарушении таможенных правил
Производство по делу о нарушении таможенных правил не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии следующих обстоятельств:
1) отсутствие события таможенного правонарушения;
2) отсутствие состава таможенного правонарушения;
3) недостижение физическим лицом на момент совершения нарушения таможенных правил шестнадцатилетнего возраста;
4) невменяемость физического лица, совершившего нарушение таможенных правил;
5) действие физического лица было совершено в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;
6) если правонарушение, совершенное предприятием, учреждением или организацией, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, произошло вследствие действия непреодолимой силы;
7) издание акта амнистии, если он устраняет применение взыскания за нарушение таможенных правил;
8) отмена акта, устанавливающего ответственность за нарушение таможенных правил;
9) истечение к моменту рассмотрения дела сроков наложения взыскания за нарушение таможенных правил;
10) наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к ответственности постановления о наложении взыскания либо не отмененного в установленном порядке постановления о прекращении дела о нарушении таможенных правил;
11) наличие по тому же факту уголовного дела в отношении физического лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил;
12) смерть физического лица, в отношении которого было начато производство по делу о нарушении таможенных правил.
Статья 292. Сроки производства по делу о нарушении таможенных правил
Производство по делу о нарушении таможенных правил должно быть закончено не позднее чем в месячный срок с момента заведения дела.
Срок, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен, если в этом возникнет необходимость, начальником таможни Российской Федерации или лицом, его замещающим, а также начальниками вышестоящих таможенных органов Российской Федерации или лицами, их замещающими, в пределах сроков наложения взысканий за нарушение таможенных правил, предусмотренных статьей 247 настоящего Кодекса. Порядок продления сроков производства по делу о нарушении таможенных правил определяется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Статья 293. Поводы и основание к заведению дела о нарушении таможенных правил
Поводами к заведению дела о нарушении таможенных правил являются:
непосредственное обнаружение должностными лицами таможенного органа Российской Федерации признаков нарушения таможенных правил;
сообщения и заявления российских и иностранных лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;
материалы, поступившие от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов;
информация, поступившая от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций;
материалы, поступившие от других таможенных органов Российской Федерации.
Основанием для заведения дела являются достаточные данные, указывающие на признаки нарушения таможенных правил.
Статья 294. Проверка сообщений, заявлений и иной информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном нарушении таможенных правил
При непосредственном обнаружении должностными лицами таможенных органов Российской Федерации признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного нарушения таможенных правил или получении материалов, в которых имеются достаточные данные, указывающие на такие признаки, протокол о нарушении таможенных правил оформляется немедленно.
Проверка сообщений, заявлений и иной информации о нарушении таможенных правил, полученных должностными лицами таможенных органов Российской Федерации при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, осуществляется в ходе проведения таможенного контроля или производства таможенного оформления.
В остальных случаях проверка сообщений, заявлений и иной информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном нарушении таможенных правил должна быть закончена в срок не более трех суток со дня получения такой информации, а в исключительных случаях - в срок не более десяти суток.
Статья 295. Действия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации по проверке информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном нарушении таможенных правил до заведения дела о нарушении таможенных правил
Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, которое проверяет сообщение, заявление или иную информацию о подготавливаемом, совершаемом или совершенном нарушении таможенных правил, вправе до заведения дела о нарушении таможенных правил проводить таможенный контроль товаров и транспортных средств, а также получать от лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров и иных лиц необходимые для проверки документы, сведения и объяснения.
Статья 296. Язык, на котором ведутся производство по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрение
Производство по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрение ведутся на русском языке.
Участвующие в производстве по делу о нарушении таможенных правил и в его рассмотрении лица, не владеющие русским языком, вправе делать заявления, давать объяснения, заявлять ходатайства на родном языке или другом языке, которым они владеют, если такой язык относится к числу распространенных, а также пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Статья 297. Место ведения производства по делу о нарушении таможенных правил
Производство по делу о нарушении таможенных правил ведется в таможенном органе Российской Федерации, в зоне деятельности которого обнаружено это правонарушение.
В случаях, вызываемых необходимостью, производство по делу о нарушении таможенных правил может вестись в таможенном органе Российской Федерации, в зоне деятельности которого было совершено это правонарушение.
Вопросы передачи дела о нарушении таможенных правил для производства из одного таможенного органа в другой решаются вышестоящим для них таможенным органом Российской Федерации.
Вышестоящий таможенный орган Российской Федерации может принять к своему производству любое дело о нарушении таможенных правил или передать его для этих целей в любой из нижестоящих таможенных органов Российской Федерации.
Статья 298. Соединение и выделение дел о нарушении таможенных правил
В одном производстве могут быть соединены лишь дела о нарушениях таможенных правил, за совершение которых привлекается к ответственности одно и то же лицо или привлекаются к ответственности несколько лиц в соучастии.
Выделение дела о нарушении таможенных правил допускается только в случаях, вызываемых необходимостью, если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности разрешения дела.
Соединение и выделение дел производятся по постановлению должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, или начальника этого или вышестоящего таможенного органа Российской Федерации либо его заместителей.
Статья 299. Протокол о нарушении таможенных правил
О каждом случае обнаружения нарушения таможенных правил, за исключением случаев, предусмотренных статьей 383 настоящего Кодекса, соответствующее должностное лицо таможенного органа Российской Федерации составляет протокол о нарушении таможенных правил по форме, устанавливаемой Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
В протоколе указываются:
дата и место его составления;
должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, составившего протокол;
необходимые для рассмотрения дела сведения о привлекаемом к ответственности за нарушение таможенных правил лице, если оно установлено;
место, время совершения и существо нарушения таможенных правил;
статья настоящего Кодекса, предусматривающая ответственность за данное нарушение таможенных правил;
фамилии и адреса свидетелей, если они имеются;
объяснение лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил;
сведения о товарах, транспортных средствах, документах и иных предметах, изъятых на основании статьи 337 настоящего Кодекса;
иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол подписывается составившим его должностным лицом, а также привлекаемым к ответственности за нарушение таможенных правил лицом, если оно установлено. При наличии свидетелей протокол подписывается также и этими лицами.
В случае отказа лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, от подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, вправе дать объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы отказа от его подписания. Объяснения и замечания, а также мотивы отказа от подписания протокола, собственноручно изложенные лицом, приобщаются к протоколу.
При составлении протокола лицу, привлекаемому к ответственности за нарушение таможенных правил, разъясняются его права, о чем делается отметка в протоколе.
Протокол, а также изъятые товары, транспортные средства, документы и иные предметы доставляются в таможенный орган Российской Федерации, в зоне деятельности которого обнаружено нарушение таможенных правил.
Копия протокола вручается под расписку или высылается лицу, привлекаемому к ответственности за нарушение таможенных правил.
Статья 300. Действия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при выявлении признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания, по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации
При наличии признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, если они выявлены в процессе ведения производства по делу о нарушении таможенных правил или при его рассмотрении, вопрос о возбуждении уголовного дела решается в порядке, предусмотренном статьями 223, 365 настоящего Кодекса.
При обнаружении признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, в ходе проведения таможенного контроля или производства таможенного оформления, должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, непосредственно обнаружившее признаки преступления, квалифицирует в протоколе указанное противоправное деяние в соответствии со статьями 219, 220, 221 настоящего Кодекса либо со статьей уголовного законодательства Российской Федерации, предусматривающей уголовную ответственность за такое деяние. В этом случае начальник таможенного органа Российской Федерации или его заместитель обязан в срок не более трех суток, а в исключительных случаях - не более десяти суток принять одно из предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации решений:
1) о возбуждении уголовного дела;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче протокола и других материалов о контрабанде или ином преступлении по подследственности.
В период с момента обнаружения при проведении таможенного контроля или производстве таможенного оформления признаков контрабанды или иного преступления, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, до принятия одного из указанных в части второй настоящей статьи решений должностное лицо таможенного органа Российской Федерации проводит проверку по данному факту в порядке производства по делам о нарушении таможенных правил.
Статья 301. Обстоятельства, при которых после возбуждения уголовного дела по признакам контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, должностные лица таможенных органов Российской Федерации продолжают производство по делу о нарушении таможенных правил
Если в процессе дознания по делу о контрабанде или иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, будут выявлены признаки нарушения таможенных правил, совершенного предприятием, учреждением или организацией, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, производство по этим правонарушениям должно быть продолжено должностным лицом таможенного органа Российской Федерации независимо от расследования уголовного дела в отношении физических лиц или должностных лиц.
Статья 302. Производство по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрение по материалам, полученным от органов предварительного следствия, других органов дознания, прокурора, суда
В случае отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела по признакам контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, органами предварительного следствия, другими органами дознания, прокурором или судом, но при наличии признаков нарушения таможенных правил, производство по делу и его рассмотрение по материалам, содержащим данные о таких признаках, проводятся после получения этих материалов таможенным органом Российской Федерации в общем порядке.
Статья 303. Недопустимость оглашения материалов по делу о нарушении таможенных правил
Фактические данные по делу о нарушении таможенных правил, содержащиеся в протоколе о нарушении таможенных правил, в протоколе об административном задержании, в протоколах опроса свидетелей и лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, в иных протоколах процессуальных действий, в заключении эксперта, в актах ревизии, проверки, инвентаризации, сведения о вещественных и письменных доказательствах, а также сведения о вызове лиц в таможенные органы Российской Федерации в связи с производством по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрением и данные об этих лицах могут быть оглашены до рассмотрения такого дела только с разрешения должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится это дело, либо начальника этого или вышестоящего таможенного органа Российской Федерации или его заместителей, а также начальника или заместителя начальника структурного подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
Статья 304. Сообщение прокурору или органам предварительного следствия о других преступлениях, помимо контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации
В случае обнаружения при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления или при проверке сообщений, заявлении и иной информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном нарушении таможенных правил либо при ведении производства по делу о нарушении таможенных правил или при его рассмотрении признаков других преступлений, помимо контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, начальник таможенного органа Российской Федерации или его заместитель сообщает имеющиеся данные прокурору или органам предварительного следствия.
Статья 305. Взаимодействие таможенных органов Российской Федерации с таможенными службами иностранных государств при ведении производства по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрении
Взаимодействие таможенных органов Российской Федерации с таможенными службами и иными компетентными органами иностранных государств и международными организациями по вопросам, связанным с производством по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрением, осуществляется через Государственный таможенный комитет Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, включая договоры, заключаемые Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
|