Rambler's Top100
Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Главная страница
Вообще
Rambler's Top100
???????@Mail.ru


  1 2 3 4 5 6 7 8 9

Государственные информационные ресурсы в Интернет

Прежде чем говорить о построении Интернет - сайта Президента Российской Федерации, целесообразно определить роль и место данного ресурса в системе государственных информационных ресурсов Интернет.

Современные информационные технологии предоставляют возможность крайне оперативного, практически мгновенного, и достоверного "из первых рук" донесения информации до миллионов граждан. В то же время эти технологии позволяют осуществлять взаимодействие граждан и органов государственной власти, реализовывать обратную связь, направленную на удовлетворение индивидуальных информационных потребностей населения страны в части получения необходимой информации и обеспечение потока индивидуальных сведений, направленных от гражданина к институтам государственной власти. Данные возможности несут в себе огромный потенциал непосредственного общения, позволяют эффективно формировать новый облик России как полноправного члена мирового "Глобального информационного общества", переход к которому зафиксирован в "Окинавской хартии", принятой 22 июля 2000 года лидерами стран G8. Планомерное и целенаправленное развитие государственных информационных ресурсов в Интернет позволит реально продемонстрировать "Информационно - технологическую инициативу" государства, стимулирующую внедрение и развитие современных технологий на всех уровнях государственной вертикали, создать необходимые предпосылки для энергичного развития информационной инфраструктуры общества.

Правительственные информационные порталы

Информационная политика развитых стран в области государственных информационных ресурсов Интернет направлена на приоритетное развитие государственных информационных порталов (e-Government), основной целью которых является создание для посетителей условий, позволяющих, зайдя на один сайт, получить максимальные возможности по доступу к информации и услугам, относящимся к сфере компетенции государственных органов власти и управления (концепция "One-stop, non-stop").

Направления развития e-Government:

  • организация надежных и безопасных информационных (Intranet) коммуникаций между субъектами государственной власти федерального и регионального уровня, создание централизованных баз данных, обеспечивающих работу всех подразделений государственных учреждений.
  • Предоставление через Интернет гражданам информационных услуг в удобной и безопасной форме посредством правительственных порталов, обеспечивающих реализацию всех аспектов информационного взаимодействия граждан и государства.
  • Создание электронного рынка товаров и услуг в интересах обеспечения государственных структур в части эффективного выполнения государственных заказов, организации тендеров, привлечения заинтересованных сторон к реализации программ социальной поддержки нуждающихся слоев населения.
  • Переход к электронной демократии, как форме обеспечения "полной прозрачности" во взаимоотношениях гражданин - государство, избиратель - депутат. Внедрение системы электронного голосования.

Функции правительственного Интернет - портала

1. Внутренние

  • Обеспечение информационного взаимодействия органов государственной власти и управления:
    1. Горизонтальный обмен информацией на уровне "федеральный центр" между государственными учреждениями в установленном формате представления сведений.
    2. Совместное использование единых информационных ресурсов на основе доступа к централизованным базам данных.
    3. Использование распределенных информационных ресурсов на основе доступа к ведомственным базам данных в соответствии с уровнями компетенции (к примеру, заинтересованные стороны к единому государственному реестру налогоплательщиков Министерства Российской Федерации по налогам и сборам).
    4. Вертикальный информационный обмен (федерация - субъект федерации) экономической, правовой, статистической, электоральной … информацией.

2. Внешние функции

  • Обеспечение взаимодействия государство - общество:
    1. Государство - граждане.
    2. Государство - субъекты экономических отношений.
    3. Государство - общественные институты (политические, религиозные, национальные, культурные, некоммерческие и т.д. организации и объединения).
  • Создание единой точки входа к "распыленным" по ведомственным серверам многочисленным информационным ресурсам органов государственной власти и управления, ориентированным на внешнюю аудиторию.
  • Предоставление информации о деятельности государственных институтов (система органов государственной власти Российской Федерации, состав, структура ОВиУ).
  • Обеспечение доступа к правовой информации (федеральное, региональное законодательство, нормативные акты министерств и ведомств).
  • Обеспечение функций "электронного производства" во взаимоотношениях общества и государства (электронное декларирование доходов предприятий и граждан в целях налогообложения, регистрация новых предприятий, внесение электронных платежей, изменения в составе персональных данных и т.п.).
  • Демонстрация информационно - технологической инициативы государства в стимулировании повсеместного перехода к широкому использованию современных информационных технологий.
  • Содействие возникновению и формированию в государстве отношений, свойственных "Глобальному информационному обществу".
  • Повышение эффективности функционирования государственных институтов.
  • Содействие в преодолении ведомственных и бюрократических барьеров.
  • Повышение имиджа и престижа государственной службы.

Информационная структура правительственного Интернет - портала

По принципам организации государственные информационные ресурсы делятся на следующие группы:

  1. Структурно-ориентированные
  2. Проблемно-ориентированные
  3. Синтетические (совмещающие параллельное представление структурного и проблемно-ориентированного подхода)

Структурно-ориентированные ресурсы построены в соответствии с организацией структуры органов государственной власти. Как правило, появление таких ресурсов являет собой начальную стадию в информационном продвижении государства по пути освоения Интернет-технологий. Структурные порталы содержат более или менее детальную информацию об организации различных ветвей государственной власти, представляют обзор правовых основ деятельности государственных институтов на основе представления текстов базовых нормативно-правовых актов, а также набор ссылок на информационные ресурсы соответствующих субъектов государственной власти. Именно по такому принципу организован сервер органов государственной власти Российской Федерации "Официальная Россия". В части представления информации о деятельности органов исполнительной власти РФ аналогичные функции выполняет сайт Правительства Российской Федерации. Зарубежные государственные информационные ресурсы, как правило, к настоящему времени прошли этот этап и представлены на уровне проблемно-ориентированных либо синтетических порталов.

Классическим примером проблемно - ориентированного государственного информационного ресурса является сингапурский портал E-citizen. Портал начал функционировать в начале 2000 года и сразу же был признан модельным в части организации взаимоотношений государства и общества ("Island site", Economist). Достоинство продемонстрированного подхода заключается в том, что от посетителей сайта не требуется знание специфических особенностей деятельности государственных институтов. Навигация построена по принципу "Путешествие по жизни". Гражданин вступает во взаимодействие с государственными институтами в момент своего рождения, и это общение продолжается на протяжении всего жизненного пути. Регистрация рождения, вопросы здравоохранения, образования, социального обеспечения, обороны, организации бизнеса, налогообложения являются "узловыми точками" портала, предлагающего посетителю информацию и услуги в интуитивно понятных терминах навигационной модели. Преимуществом подхода является также то, что он позволяет ввести единую процедуру прохождения информационных потоков по государственным учреждениям, поскольку многие вопросы являются межведомственными по порядку регулирования (например, регистрация предприятия требует заполнения множества дублирующих друг друга форм и осуществления согласовательных действий с различными государственными органами). Доступ к конфиденциальной информации (медицинские данные и т.д.) осуществляется на основе персонализированного доступа (по индивидуальному паролю). Весьма высоким является уровень сервиса по возможностям обращения к порталу - предусмотрены отдельные входы по высоко- и низкоскоростным коммуникационным магистралям, а также посредством мобильных телефонов с использованием WAP-протоколов.

Следует отметить, что государственные порталы не являются "хранилищами информации" во всем многообразии сведений и функций. Их задача - представление основных возможностей по работе с системой, доступных для пользователя, размещение уникальной информации и систематизация внешних специализированных ресурсов адекватно с точки зрения государственных служб решающих задачи взаимодействия с внешней аудиторией портала. В частности, правительственный портал США "FirstGov", являет собой информационную надстройку, объединяющую около 20 000 внешних сайтов, консолидирующую колоссальные информационные ресурсы!

Важным элементом информационной политики "FirstGov" является внедрение электронной системы налоговой отчетности на федеральном и местном уровнях. Портал также предоставляет возможность обращения к государственным институтам за различными видами финансовой помощи (в целях получения образования и т.д.), регистрировать патенты, товарные знаки, заявлять о необходимости получения удостоверения личности, решать вопросы трудоустройства. Вместе с тем портал содержит обширную информацию общеобразовательного и просветительского характера: исторические сведения, новости науки и техники…, полезную практическую информацию ("Как подготовить автомобиль к зиме"!).

Особенностью "FirstGov" является продвижение "партнерской" программы сотрудничества негосударственных информационных ресурсов с порталом. Такая политика ведет к повышению информационной привлекательности портала за счет добавления новых уникальных ресурсов. Официальные информационные партнеры портала имеют право размещения на своих сайтах специальных логотипов, являющихся ссылками на http://www.firstgov.gov/. Такие логотипы позволяют увеличить посещаемость и узнаваемость портала "FirstGov", одновременно они способствуют повышению статуса партнерского сайта, свидетельствуют о его важности как части государственного информационного ресурса. Сотрудничество с государственными институтами престижно и выгодно!

Сходными с "FirstGov" по принципам организации, но разными по информационным возможностям являются правительственные порталы Великобритании http://www.open.gov.uk/, Канады http://canada.gc.ca/, Австралии http://www.fed.gov.au/, Германии http://www.bundesregierung.de/, Франции http://www.service-public.fr/, (Приложение № 1). Объединяющей чертой перечисленных ресурсов является также высокий уровень реализации проектов, что свидетельствует о высокой степени приоритета данного направления в ряду государственных информационных программ развитых стран.

Работы по созданию и развитию программ Е-Government активно осуществляются во многих странах по всему миру. Правительство Новой Зеландии опубликовало на сайте http://www.e-government.govt.nz/ детализированный "E-government Calendar" - план работ по разработке концепции и созданию национального государственного правительственного портала. Разработка правительственных порталов - магистральное направление информационной политики развитых государств.

Официальный сайт главы государства

Официальный сайт главы государства является важным элементом государственных информационных ресурсов, однако он более персонализирован, эмоционален, нежели официальные сайты (порталы) других ветвей власти, его основная задача заключается в раскрытии информации о деятельности главы государства как избранного народом на высокую должность политика. Как правило, при смене первого лица в государстве полностью меняется дизайн статусного сайта, его информационная концепция, чего не происходит на соответствующих сайтах при смене Кабинета Министров или состава Палаты Парламента. Первые лица государства всегда являются объектами пристального внимания общества, средств массовой информации, зарубежной аудитории. Этим особым положением определяется важность и ответственность в реализации официального сайта главы государства.

Официальные сайты руководителей зарубежных стран в большинстве случаев имеют сходную информационную структуру (Приложение № 2). Приведем примерный информационный состав зарубежного официального сайта главы государства:

  • Президент (Премьер-министр)
  • Новости (официальные - событийные)
  • История
  • Для детей (молодежи)
  • Ваше правительство
  • Контакты (обратная связь)
  • Любопытные факты (Великобритания)
  • Тексты (документы)
  • Помощь

Обязательным атрибутом сайта является возможность выхода к ключевым государственным Интернет - ресурсам.

Особенность разработки официального сайта Президента Российской Федерации заключается в том, что государственные общедоступные информационные ресурсы Российской Федерации находятся в стадии начального развития. Официальные сайты органов исполнительной, законодательной, судебной властей Российской Федерации являются в основном описательными и декларационными. Поэтому официальный сайт Президента не может в большинстве случаев опираться на специализированные государственные информационные ресурсы, насыщенные достоверной, динамически меняющейся информацией, ввиду отсутствия таковых …

Однако, создание полноценного, т.е. интересного и информативного сайта Президента Российской Федерации представляется задачей вполне реальной. Президентский сайт должен стать флагманом государственных информационных Интернет-ресурсов Российской Федерации, он должен продемонстрировать отношение главы государства к развитию передовых Интернет-технологий в органах государственной власти и управления Российской Федерации.


  1 2 3 4 5 6 7 8 9

зачем  спектр  работы  процесс  вообще  заказ

© 2001 Гарант-Интернет
info@garweb.ru
тел./факс: 930-88-59