|
|||||||||||
|
Что же происходит в тех случаях, когда после рассмотрения заявлений Комиссией, в случае выявления последней нарушений, стороны все же не приходят к соглашению? Окончательное решение остается за Комитетом министров, либо Европейским судом по правам человека. Если Комиссия признает безрезультатность усилий по дружественному урегулированию конфликта, дело может быть передано в Суд. Право передачи дела для судебного рассмотрения должно быть реализовано сторонами - участниками конфликта, либо Комиссией в течение трех месяцев с момента направления доклада Комиссии Комитету министров. Для рассмотрения каждого переданного ему дела Суд образует Палату из девяти судей. Членом Палаты ex-officio становится судья - гражданин любого государства, являющегося стороной в споре, или, если такового не окажется, то по выбору этого государства любое лицо, которое выступает в качестве судьи; имена остальных судей определяются Председателем Суда путем жребия до начала рассмотрения дела. Если дело передается в Суд частным лицом, либо группой лиц, либо неправительственной организацией, то сначала оно выносится на рассмотрение комитета в составе трех членов Суда. В нем заседает ex-officio судья, избранный от страны, против которой подана жалоба, или, если такового не имеется, лицо по ее выбору, которое заседает в качестве судьи. Если жалоба подана против более чем одной Высокой Договаривающейся Стороны,[ 2 ] то соответствующим образом увеличивается число членов комитета. Если дело не вызывает серьезных вопросов, затрагивающих толкование или применение Конвенции, и не заслуживает в силу какой-либо другой причины рассмотрения его Судом, комитет может принять единогласное решение о том, что оно не будет рассматриваться Судом. В этом случае Комитет министров решает, имело ли место нарушение Конвенции. Если Суд установит, что решение или мера, принятые судебными или иными властями Высокой Договаривающейся Стороны, полностью или частично противоречат обязательствам, вытекающим из Конвенции, а также если внутреннее право упомянутой Стороны допускает лишь частичное возмещение последствий такого решения или такой меры, то решением Суда, если в этом есть необходимость, предусматривается справедливая компенсация потерпевшей стороне. Решение Суда направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его выполнением. Обратимся к результатам работы Суда в 1960-1998 годах. За это время в Суд поступило 972 дела. Из них 213 были отклонены, не рассматриваясь по существу, в 447 были зафиксированы нарушения Конвенции, в 202 таких нарушений выявлено не было, 110 дел продолжают находиться в процессе рассмотрения. Следует отметить, что сторона, выигравшая процесс, получает скорее моральное удовлетворение, ибо денежные компенсации, присуждаемые судом потерпевшей стороне, как правило, не превышают 15 000$. С другой стороны, выявление нарушений эффективно содействует совершенствованию правовой системы государств - членов Европейского сообщества. В качестве примера рассмотрим дело "Копп против Швейцарии". Суд единогласно вынес решение о том, что прослушивание телефонных линии юридической фирмы г-на Коппа является нарушением статьи 8 Конвенции (право на уважение частной жизни), и единогласно постановил, что государство должно выплатить заявителю 15 тыс. швейцарских франков (ок. 10 000 $ США) в виде возмещения судебных издержек и расходов. С 23 ноября до 11 декабря 1989 года швейцарские власти прослушивали телефон г-на Ганса Коппа. Его жена, бывший министр юстиции в швейцарском правительстве, подозревалась в передаче заявителю секретной информации для одного из клиентов его фирмы. Подслушивающее устройство было удалено после того, как стало очевидно, что подозрения беспочвенны. "С.Р. против Италии": Гражданин Италии с 1988 года добивается того, чтобы при расчете пенсии ему был зачтен дополнительный трудовой стаж. После многолетнего ожидания, пока вопрос будет решен итальянским правосудием, г-н С.Р. выиграл дело в Суде по правам человека, который единогласно принял решение о том, что имело место нарушения права на справедливое судебное разбирательство в разумный срок и присудил итальянскому правительству выплатить пострадавшему 20 000 000 итальянских лир (ок. 11 500 $ США) в качестве моральной компенсации и в целях возмещения судебных издержек. В связи с расширением Совета Европы до 40 членов и значительным увеличением числа заявлений Протоколом № 11 к Конвенции, с 1 ноября 1998 года начинает работу Единый Европейский Суд. Он будет в едином лице реализовывать функции нынешнего Суда и Европейской Комиссии. Работа нового Суда будет осуществляться на постоянной основе в составе числа судей, соответствующего числу сторон присоединившихся к Конвенции. Для рассмотрения переданных ему дел, новый Суд образует комитеты в составе трех судей, Палаты в составе семи судей и Большую Палату в составе семнадцати судей. Палаты Суда на определенный срок образуют комитеты. В задачу комитета входит единогласное определение приемлемости индивидуальных заявлений к последующему рассмотрению. Окончательные решения по делам, исходя из принципов, сходных с порядком рассмотрения заявлений, принятым в двухступенчатой схеме правосудия, подробно описанной выше, принимаются Палатой, либо Большой Палатой, в соответствии с порядком прохождения дел. Постановление Большой Палаты является окончательным. Решение любой из Палат становится окончательным:
Окончательное постановление подлежит публикации. Итак, Россия входит в европейскую правовую систему на рубеже серьезных перемен в работе европейского правосудия. Будем внимательно следить за этой эволюцией, в том числе на страницах сервера http://www.echr.coe.int/. [ 2 ] Под Высокой Договаривающейся Стороной в настоящем материале подразумевается государство, присоединившееся к Конвенции.
зачем
спектр
работы
процесс
вообще
заказ |