Интернет-конференция
полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе
Полтавченко Георгия Сергеевича
28 мая 2004 г. в 9:59 мск в Центре информационных технологий началась интернет-конференция с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Полтавченко Георгием Сергеевичем.
Тема конференции: "Динамика и перспективы развития Центрального федерального округа".
Ведущий интернет-конференции - Шаманов Евгений Вячеславович (директор по внешним связям компании "Гарант").
Ведущий: Доброе утро, уважаемые дамы и господа, здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Георгия Сергеевича Полтавченко.
Тема сегодняшней конференции "Динамика и перспективы развития Центрального федерального округа". Полагаем, что интерес общества к тому как живет и развивается Центральный федеральный округ и что его ожидает, может быть в значительной мере удовлетворен при получении информации непосредственно от Вас.
Проведение подобного рода мероприятий вызывает огромный интерес в обществе, о чем свидетельствует большое количество вопросов, поступивших к началу интернет-конференции.
Я с удовольствием представляю гостей и участников нашей конференции и тех, кто принял активное участие в ее организации: полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Георгий Сергеевич Полтавченко, Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН Виктор Антонович Садовничий, директор компании "Гарант" Дмитрий Викторович Першеев, заместитель директора по внешним связям компании "Гарант" Татьяна Юрьевна Комарова, директор компании "Гарант-Интернет" Алексей Евгеньевич Солдаткин.
Разрешите выразить благодарность аппарату полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе за помощь в организации данной конференции.
Конференция проводится компанией "Гарант" при поддержке компании "Гарант-Интернет" и журнала "Законодательство". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N77-14642). При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).
Мы переходим к списку вопросов, которых к началу конференции поступило достаточно много.
|
Ведущий: Первый вопрос задает Дмитрий из Ржева. Георгий Сергеевич, какие основные задачи определены Вами как полномочным представителем Президента в ЦФО РФ для решения в 2004 году?
|
Полтавченко Г.С.:
Спасибо большое, Дмитрий, за вопрос. Я думаю, что его надо несколько по иному поставить. Задачи перед аппаратом полномочных представителей Президента на 2004 год поставлены Президентом в обращении к Федеральному собранию. Я думаю, что Вы внимательно слушали и имели возможность затем изучить послание. Основные задачи изложены именно в этом документе.
Но я хотел бы еще сказать, что есть ряд задач и функций, которые определены для полномочных представителей Президента в федеральных округах указом Президента РФ от 13 мая 2000 года. Именно в рамках этих задач и функций мы работаем в постоянном режиме, а на 2004 год наверное одной из основных задач, о которых говорил Президент РФ, активная работа по оказанию действенной помощи в первую очередь субъектам РФ, входящим в состав Центрального федерального округа по решению вопросов социально экономического развития, для того чтобы решить главную задачу – снижение уровня бедности за счет обеспечения динамичного развития в первую очередь экономики, в том числе, и на территории Центрального федерального округа.
|
Ведущий: Ситуация в Центральном федеральном округе безусловно интересует не только жителей Центрального округа, но и всей страны. Следующий вопрос к нам пришел из Санкт-Петербурга от Евгения. В настоящее время в стране проходит административная реформа, грядут ли в связи с этим какие-то изменения в деятельности и полпредов и их аппаратов?
|
Полтавченко Г.С.:
Да, действительно в стране полным ходом идет модернизация государственного управления, принимаются, и на мой взгляд, весьма решительные меры по повышению эффективности работы государственного управления. Платформой, на которой выстраиваются административные реформы, является принцип разграничения полномочий предметов ведения, как между всеми уровнями власти в стране, так и между органами исполнительной власти. Естественно данная реформа коснулась, как вам известно, и Администрации Президента, и, в частности, аппаратов полномочных представителей Президента в округах.
Я могу сказать, что резко сократилось количество заместителей полномочных представителей. Сегодня только два заместителя имеют полномочные представители Президента. Введен институт помощников полномочного представителя Президента, но не за счет увеличения штатной численности, а в рамках реорганизации аппарата. И я могу сказать, что в целом мы даже сократили количество сотрудников, так что аппарат наш стал более компактным. Я думаю, что от этого качество работы от этого не должно пострадать. Во всяком случае, та работа, которую мы проводим уже как бы в новом таком реформированном виде, и результаты этой работы показывают, что люди нацелены действительно на достижение конкретных результатов, все понимают свои задачи, и достаточно эффективно над ними работают.
Что касается задач, их стало еще больше, но я думаю, что, как звучит такая древняя поговорка “не числом, а умением" надо добиваться результата. Я думаю, что у нас это получится.
|
Ведущий: Георгий из Москвы задает такой вопрос. Существует общественная приемная полпреда. В ее функции входит рассмотрение обращений граждан. По какому принципу ведется работа с обращениями, на чем основан принцип избирательности при работе с ними?
|
Полтавченко Г.С.:
Спасибо за вопрос, Георгий. Сейчас в Центральном федеральном округе в общей сложности работает 509 общественных приемных полномочного представителя Президента РФ. В прошлом году в них обратилось более 40 тыс. граждан. Сразу могу сказать, что у нас нет критерия по (извините за грубое слово) отсеиванию обращающихся. Принцип один: каждый человек, который обращается в общественную приемную полномочного представителя, должен получить четкий ответ на волнующий его вопрос.
Да, бывает так, что мы не можем этим людям помочь в силу того, что их обращение не вписывается в рамки действующего законодательства, потому что мы-то работаем исключительно в законодательном поле. Но, во всяком случае, исчерпывающий ответ по любой проблеме, которая волнует обратившихся граждан, они получают. Там, где необходима серьезная кропотливая работа по решению той или иной проблемы, с которой обратились, мы стараемся через наши общественные приемные помочь людям узнать путь решения вопроса. Мы на базе общественных приемных организуем бесплатные консультации юристов, приглашаем и тесно сотрудничаем с органами власти различных уровней, от федеральных до муниципальных. Большое количество вопросов (мы не ведем специальной статистики, но порядка 30% обращений граждан) мы разрешаем через общественные приемные положительно. Очень много обращений самых элементарных, которые решаются достаточно быстро. Например, особенно в небольших городках, в сельской местности течет крыша у пожилого человека, не работает водопровод или в аварийном состоянии электропроводка. Вот такие вещи мы совместно с органами власти на местах достаточно быстро решаем, и очень многие люди после обращения в наши общественные приемные и решения их проблем пишут благодарственные письма. В меня это вселяет оптимизм и желание дальше активно этой работой заниматься.
|
Ведущий: От интернет-аудитории поступают не только общие вопросы, но и конкретные. Уважаемый Георгий Сергеевич! В конце 2003 года упраздненным Министерством имущественных отношений в регионах были созданы территориальные управления. В связи с проводимой административной реформой более полугода не решены первоочередные организационные мероприятия. Не могли бы Вы высказать свое мнение о роли и перспективах функционирования “имущественников” в регионах ЦФО? Спрашивает Игорь (Кострома).
|
Полтавченко Г.С.:
Действительно, вопрос, который поднимает Игорь, достаточно серьезно стоит на повестке дня. Создание территориальных органов уже бывшего, теперь упраздненного Минимущества России, было завершено лишь к 1 февраля текущего года. Были утверждены их руководители, структуры, их штатная численность, до сих пор идет формирование кадрового состава. Они сегодня, там где созданы, достаточно активно работают над составлением реестра федеральной собственности в каждом субъекте РФ, улучшением арендных, земельных отношений, есть определенные результаты и в принципе плановые задания выполняются.
Если говорить о перспективах функционирования этих подразделений, то надо понимать, что сегодня они в ходе реформирования правительственных структур подчинены Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом. В ближайшее время Правительство осуществит, в соответствии с законодательством, перераспределение функций полномочий федеральных органов исполнительной власти, которые образованы указом Президента от 20.05.2004 г. В любом случае, я считаю, что сегодня эти структуры нужны.
Необходимо провести, во-первых, инвентаризацию всего федерального имущества, во-вторых, определиться с той частью имущества, которую сегодня нужно приватизировать для того, чтобы обеспечить более эффективное его использование, передачу его в руки собственников, с максимальной отдачей для государства, естественно. В первую очередь, это делается для того, чтобы на основе таких процедур, в том числе и решать вопросы социального обеспечения граждан. И третье, определить наиболее эффективные пути использования того имущества, которое будет оставаться в федеральной собственности, для того, чтобы опять же наполнять федеральный бюджет, для решения масштабных задач, которые были обозначены Президентом в своем послании позавчера.
|
Ведущий: Среди вопросов, которые традиционно волнуют жителей России, это вопросы безопасности, криминальной ситуации и борьбы с терроризмом. И один из этих вопросов задает Владимир из Москвы. Какие области в ЦФО наиболее неблагополучны в криминальном отношении? С чем, по Вашему мнению, это связано?
|
Полтавченко Г.С.:
Отвечая на вопрос Владимира я хотел бы сказать, что, действительно, криминогенная ситуация в нашем округе является достаточно сложной и напряженной. Поэтому говорить о каких-то неблагополучных субъектах, или благополучных субъектах РФ, входящих в состав округа, было бы не совсем правильно. Ситуация примерно одинаковая везде.
Я могу сказать, что за первый квартал этого года в округе зарегистрировано более 160 тыс. преступлений. Это больше, чем в других федеральных округах. Но не надо забывать что в нашем округе проживает практически четверть населения всей страны. В Центральном федеральном округе зарегистрировано 160 тыс. преступлений, в Приволжском округе 140 тыс. преступлений, в Сибирском более 110 тыс. Я ни в коем случае не хочу пытаться за цифрами спрятать ту проблему, которая существует. Она действительно существует и я могу сказать, что к большому сожалению произошел значительный рост тяжких преступлений, особо тяжких, в то же время снизился уровень уличной преступности. Все время есть какая-то динамика, какой-то стационарности в типах преступления, в уровне преступности не существует.
Мы очень серьезно этой проблемой занимаемся. Особенно вопросами, связанными с профилактикой преступлений уличной преступности, и с вопросами, связанными с раскрываемостью преступлений. Здесь есть существенные проблемы. Я считаю, что абсолютно правильно руководство МВД отошло от того, чтобы основным или главным критерием считать раскрываемость преступлений. Когда был именно такой подход, с сотрудников МВД "снимали стружку" именно за плохую раскрываемость. Это привело к тому, что органы внутренних дел в первую очередь начали просто скрывать преступления, не регистрировать их. Естественно, чем больше зарегистрировано преступлений, тем больше проблем с их раскрываемостью. Тем не менее, раскрываемость это один из важных критериев. И мы продолжаем обращать на это внимание руководителей правоохранительных органов, в первую очередь, органов внутренних дел. Здесь нам помогают органы прокуратуры, потому что надзор за деятельностью правоохранительных органов, и в том числе за работой по раскрытию преступлений, входит в функции органов прокуратуры. Эта работа, на мой взгляд, поставлена на достаточно высоком уровне, поэтому можно говорить о том, что будет обеспечена достаточно высокая раскрываемость преступлений.
Есть другие факторы, которые также сегодня влияют на деятельность правоохранительных органов, я думаю, что они общеизвестны. Это в целом ситуация по стране, в том числе обусловленная проведением на территории всей страны, в том числе и ЦФО, мероприятий, связанных с пресечением террористической деятельности. Много сил сегодня отнимает у правоохранительных органов именно эта работа, сами понимаете, ее ни на миг нельзя ослабить или остановить.
|
Ведущий: Считаете ли Вы необходимым продолжение политики направленной на укрупнение регионов и возможно ли что-то подобное в ЦФО? Спрашивает Петр Семенович, г.Москва.
|
Полтавченко Г.С.:
Вопрос укрупнения регионов часто поднимается в средствах массовой информации. Я думаю, что сегодня, если говорить о ЦФО, проблема или задача объединения или укрупнения регионов не стоит. В перспективе, наверно, такое решение возможно с учетом того, что наша страна большая. Сегодня мы насчитываем 89 субъектов федерации.
Во-первых, необходимо отметить, что получилась такая схема, когда были объединены два искусственно разделенные субъекта, а они очень тесно связаны экономически и территориально. Во-вторых, все это, естественно, осуществлялось по воле граждан, проводился референдум, граждане высказались за объединение. Если же вернуться к нашему опыту, то теоретически можно было бы ставить вопрос об объединении Москвы и Московской области в единый мощный экономический район. Но есть ли смысл в этом, надо подумать. Во всяком случае, сегодня большинство регионов в ЦФО, на мой взгляд, только начинают экономически двигаться вперед, создавать экономическую базу, необходимую для решения задач, поставленных руководством страны, о которых мы сегодня говорили, причем нельзя сказать, что это движение вперед идет равномерно и у всех одинаковые возможности. Некоторые регионы за последние четыре года, а может быть, даже за шесть лет, достаточно неплохо поработали в этом направлении. Например, Калужская область – одна, в недалеком прошлом, из дотационных областей сегодня реально ставит перед собой задачу к 2008 году стать не дотационной. Но рядом с ней находятся другие области, которые, к сожалению, таких серьезных задач пока перед собой поставить не могут. Если представить себе, что мы объединим, например, Калужскую и Тульскую области, то я на 100 % уверен, что Калужская область не сможет решить те проблемы и задачи, которые ставит перед собой. А жители Тульской области за это время не сильно подтянутся.
Я думаю, что при обсуждении вопросов, связанных с объединением и укрупнением субъектов РФ всегда, в первую очередь, нужно учитывать желание граждан, проживающих на этих территориях, а во-вторых, экономическую целесообразность такого укрупнения. И ни в коем случае нельзя при этом даже предполагать «проседание» того или иного региона. Мы не должны опускать всех до какого-то среднего уровня, мы всех должны подтягивать до максимально эффективного уровня экономического развития. Поэтому мне кажется, что актуальным вопрос об укрупнении субъектов федерации путем их объединения может стать к тому периоду, когда мы сумеем выполнить задачу, поставленную Президентом РФ, об удвоении ВВП. Когда будет примерно одинаковое экономическое развитие субъектов РФ, тогда можно будет думать, как эффективно выстроить их работу в совместном варианте.
|
Ведущий: Есть достаточно много вопросов, посвященных демографической ситуации в Центральном округе. Я зачитаю сразу два. Уже не первый раз В. В. Путин говорит в своем ежегодном послании о демографических проблемах. Всем известно, что население, и прежде всего русские, просто, можно сказать, вымирают. Предпринимает ли власть какие-то действия, чтобы не остаться совсем без граждан? Вопрос задает Валентина Сергеевна, г.Брянск.
И следующий вопрос. По данным социологических исследований среди причин, по которым молодые семьи не могут заводить детей, на первом месте стоит отсутствие перспектив на приобретение жилья, что не способствует укреплению института семьи, 50% браков распадается. Что делается в Центральном федеральном округе, чтобы стимулировать строительство жилья для молодых семей? Вопрос задает Сергей из г.Тверь.
|
Полтавченко Г.С.:
Вопросы очень серьезные, которые подняли Валентина Сергеевна и Сергей. Я хочу сказать, что проблема демографии в нашем округе, наверное, стоит как нигде остро. Наш округ сегодня является самым пожилым. Почти треть населения округа это люди пенсионного возраста. Смертность в нашем округе сегодня в среднем по округу в 2 раза превышает рождаемость, в некоторых регионах в 2,5 - 3 раза. И, естественно, просто смотреть на эту ситуацию нельзя. Я думаю, что это проблема не только органов власти всех уровней, это наша общая проблема, потому что нельзя забывать, что Центральный федеральный округ, это сердце России. Здесь проживает 92%, так называемого, титульного населения, русских людей. Я думаю, что ни для кого это не является секретом, что наша страна многонациональна и многоконфессиональна.
Сегодня, действительно, идут достаточно интенсивные процессы снижения, в первую очередь, на примере нашего округа, русскоязычного населения. И если не принимать никаких мер, я повторяю всем вместе, то мы, я думаю, через определенное количество времени, где-то лет через 20-25, можем встать перед проблемой того, что этот цементирующий фактор будет размыт. Какие меры принимаются в нашем округе? Помимо тех федеральных программ, которые идут по линии Министерства здравоохранения, мы разработали свою программу -"Программа народосбережения Центрального федерального округа". Она предусматривает решение ряда вопросов, связанных с заботой о здоровье граждан, населяющих наш округ, в рамках той работы, которая проводится администрациями субъектов федерации, органами местного самоуправления, естественно, той работы, которая предусмотрена федеральными целевыми программами. Мы очень много занимаемся с детьми, с молодежью в плане их физического развития, проводим большое количество различного рода окружных спортивных мероприятий. Мы достаточно активно работаем со всеми заинтересованными структурами по борьбе с наркозависимостью.
Есть и конкретная программа, на мой взгляд, очень интересная. Мы ее запустили в прошлом году, надеюсь, что через год получим конкретный позитивный результат. Она связана с тем, что в нашей стране огромное количество супружеских пар хотят иметь детей, но не могут это сделать в силу ряда различных заболеваний, как у мужчин, так и у женщин. По данным специалистов каждый год в России может родиться 200-300 тыс. таких желанных детей, если качественно провести лечение родителей. Именно желанных детей, тех детей, которые будут окружены заботой родителей, которых будут воспитывать, давать образование, и готовить из них полноценных граждан нашего государства. В нашем округе по предварительным подсчетам 70-80 тыс. супружеских пар, которые можно пролечить и помочь им обзавестись потомством. Мы нашли финансирование по линии Министерства здравоохранения. Ряд субъектов федерации, входящих в округ так же готовы выделить финансирование, в первую очередь благодаря поддержке академика Владимира Ивановича Кулакова, главного специалиста в области репродуктивного воспроизводства населения. На мой взгляд, это абсолютно решаемая задача.
Вопрос, который задал Сергей, очень важный. Он связан и с обеспечением, и с созданием соответствующих условий для молодых семей, в том числе и бытовых. Об этом позавчера говорил Президент в послании Федеральному Собранию. Тот пакет документов, который находится в стадии рассмотрения на законодательном уровне и будет принят в ближайшее время, направлен на развитие ипотечного кредитования, в том числе и для молодых семей. Я думаю, эти решения помогут в определенной степени решить проблему обеспечения жильем молодежи. Такая работа уже ведется. Во многих регионах, в Белгородской, Орловской, Липецкой областях есть интересные программы, у них разные названия, где-то "Славянские корни", где-то "Свой дом". Суть этих программ заключается в том, что молодые семьи кредитуются из бюджетов субъектов РФ, для строительства жилья, и в первую очередь в сельской местности. Приличное хорошее жилье, со всеми удобствами, причем в сельской местности. А затраты на это жилье они будут возмещать не в денежном выражении, а в натуральном виде, например, продуктами питания, которые они производят на приусадебном участке. При этом созданы определенные механизмы стимулирования увеличения членов семей. С рождением детей, одного, второго ребенка, снижается, в соответствующей пропорции сумма, которую данная семья должна выплатить за полученный кредит на строительство жилья. Могу сказать, что только в Белгородской области за 4 года около 7 тыс. молодых семей получили возможность построить такое жилье. Естественно, мы это приветствуем и активно помогаем.
Буквально два слова хочу сказать еще об одном. Уже два года у нас работает программа по строительству жилья в ЦФО, в которой задействованы в первую очередь город Москва, с его инвестиционными возможностями, с его новыми технологиями. Могу сказать, что эта программа весьма эффективно работает, многие люди, имеющие нормальный заработок, получили возможность приобрести такое жилье. Оно, естественно, гораздо дешевле, но, тем не менее, соответствующего качества. И, на мой взгляд, это реальный путь решения этой очень сложной и большой проблемы, потому что, приобретая жилье, они не только улучшают свои жилищные условия, но и дают возможность за счет освобождающегося, может быть не такого качественного жилья, решать жилищные проблемы других людей.
|
Ведущий: Планируется ли внести изменения в законодательство, регулирующее разграничение предметов ведения, полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации, органами местного самоуправления? Кирилл (Моск. обл.)
|
Полтавченко Г.С.:
Такая работа, как Вам известно, Кирилл, уже ведется. Приняты соответствующие законы РФ о внесении изменений, дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Как вам, наверное, известно, уже на протяжении 2 лет работает очень серьезная представительная комиссия под руководством руководителя аппарата Правительства Дмитрия Николаевича Козака, которая занимается выработкой четких критериев по разграничению предметов ведения и полномочий различных уровней и ветвей власти. Работа этой комиссии направлена на то, чтобы максимально просто и доступно расписать, кто за что отвечает. Главное - обеспечить не просто разграничение на бумаге, а подкрепить его конкретными, в том числе и финансовыми полномочиями. Эта задача поставлена Президентом В. В. Путиным перед Правительством, перед законодателями и перед данной комиссией. Если мы сумеем, а мы это должны сделать, четко прописать и обозначить предметы ведения, зоны ответственности каждого уровня власти под эти предметы ведения, то мы должны обеспечить и соответствующее финансирование. И сегодня, если память не подводит меня, где-то более чем 100 законодательных актов РФ нуждается во внесении соответствующих дополнений, изменений, которые обеспечат четкое понимание источников финансирования, за счет которых будут обеспечены те или иные функции соответствующих органов власти. Этой теме будет посвящено ближайшее заседание Госсовета России, поэтому я думаю, что на многие вопросы, которые может быть есть сегодня у Кирилла, будут даны ответы на заседании Госсовета.
|
Ведущий: Поступили два интересных вопроса о ситуации в Москве. Уважаемый Георгий Сергеевич! Удовлетворены ли Вы ситуацией в Москве? Как московские власти справляются со своими обязанностями? Сергей (Москва). Ходят упорные слухи о скорой досрочной отставке Ю.М. Лужкова. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития столичного строительного комплекса после ухода столь “знаковой” фигуры? Александр (Москва).
|
Полтавченко Г.С.:
Я хотел бы сказать, что в Москве проживает практически 6 % населения всей страны. При этом экономика столицы производит практически 20 % валового национального продукта России. Столица обеспечивает ежегодно около 25-30 % всех поступлений в федеральный бюджет. Эти 6 % населения в Москве, как я уже сказал, дают гораздо больше. Приведенные цифры говорят о том, что в социально-экономическом плане город развивается достаточно хорошо. В тоже время существует немало проблем, которые необходимо решать исполнительной власти города. Прежде всего, это высокий уровень преступности, существующий несмотря на то, что общественный порядок в Москве обеспечивает гораздо большее количество работников правоохранительных органов, чем в других регионах России. На мой взгляд, недостаточное внимание уделяется вопросам окружающей среды, особенно что касается обеспечения соответствующих санитарных норм по загазованности воздуха в летнее время. Есть проблемы в поддержании чистоты и порядка в местах массового посещения граждан. Я думаю, что Москва сегодня, к сожалению, один из самых дорогих городов не только в Российской Федерации, но и в мире. Несмотря на то, что уровень доходов москвичей в среднем гораздо выше, чем по России, тем, кто живет на трудовые доходы в Москве, сегодня достаточно сложно жить. В том числе работникам бюджетной сферы, пенсионерам, студентам. Так что проблемы существуют.
В декабре прошлого года состоялись выборы мэра города. Согласно Конституции мэр должность выборная, и если москвичи доверили Юрию Михайловичу управление городом, то нет необходимости сегодня ставить вопросы об его уходе. По социологическим данным примерно 70% москвичей доверяют мэру. Владимир говорит, что ходят слухи, но к слухам и надо относиться как к слухам. Если говорить о работе исполнительной власти Москвы, то, на мой взгляд, она достаточно эффективно работает. Очень большую помощь Москва оказывает аппарату полномочного представителя Президента в работе по социально-экономическому развитию округа в целом. Ряд программ, в частности программа жилищного строительства, были запущены благодаря поддержке и заинтересованности Москвы. Я могу сразу сказать, что никакой благотворительности в реализации этой программы нет. Москва, московские фирмы и инвестиционные структуры получают реальные деньги, и с выгодой для себя занимаются их вложением. Тем не менее, если не было бы поддержки Москвы, то эту программу, я думаю, было бы очень сложно запустить или не получилось бы вообще. Это же касается и других вопросов. Москва для нашего округа является самым основным, и, можно сказать, на сегодняшний день, практически бездонным рынком. Вместе с руководством Москвы и руководителями других субъектов федерации, входящих в округ, мы сегодня активно занимаемся вопросами, связанными с максимальной заменой на московском рынке иностранных товаров, в том числе и продуктов питания, на товары, производимые в нашем округе. В округе производится очень много качественных товаров. Естественно, это выгодно и Москве, и субъектам РФ, входящим в состав Центрального федерального округа. Москва помогает нам в развитии инвестиционной деятельности на территории округа, как непосредственно, так и путем привлечения иностранных инвесторов, именно в экономику всего округа. Я могу сказать, что у нас самые тесные и абсолютно здоровые, нормальные отношения с московским правительством и лично с Юрием Михайловичем. Если говорить о перспективах развития строительного комплекса города, то я уже упоминал о том, что у нас запущена специальная программа, в которой строительный комплекс Москвы принимает самое непосредственное участие. Москва и Московская область - это очень обширный регион с высокой плотностью населения, испытывающий трудности, связанные с обеспечением жильем. Я думаю, что перспективы у строительного комплекса Москвы были, есть и остаются. Другое дело, я полагаю, есть необходимость и смысл, руководству Москвы, а может быть и нам совместно, подумать о стоимости жилья. Я думаю, что не найдется никого из желающих приобрести жилье в Москве, кто бы не сказал, что оно в Москве дороговато. Надо думать, как снижать себестоимость этого жилья.
|
Ведущий: Нашу интернет-конференцию многие граждане используют как единственную возможность пообщаться с руководителями страны, поэтому многие письма очень эмоциональны, в своем роде крик души. Евгений из Москвы спрашивает. В прессе активно обсуждаются идеи переноса высших судов (Конституционного, Верховного, Арбитражного) из Москвы в Санкт-Петербург. Пожалуйста, сообщите Ваше мнение по этому вопросу. Какая выгода стране в переселении в другой город тысячи людей, судей, сотрудников аппарата? В результате суды потеряют квалифицированные кадры, потребуются значительные средства для обеспечения помещениями и т.д. Добраться в Москву можно прямыми рейсами самолетов и поездов практически из любого города. Территориально Москва находится в геометрическом центре европейской части, в Центральном округе. Мне кажется, что это общемировая практика, что в стране есть один город, который выполняет столичные функции. Почему у нас все делается ни как у людей? В стране излишки денег? Так пустите их на решение социальных вопросов. Спасибо за откровенный ответ.
|
Полтавченко Г.С.:
Спасибо за вопрос. Я думаю, что он преждевременно так эмоционально окрашен. Дело в том, что вопрос о переносе высших судебных инстанций из Москвы в Петербург, насколько мне известно, находится в стадии даже не проработки, а просто предварительного обсуждения. Это первое.
Второе. Никаких практических шагов по переносу штаб-квартир выше названных судебных органов сегодня не предпринимается. И если такое решение будет в конечном итоге принято, то, на мой взгляд, это будет только после открытого детального анализа проблемы, различных экспертных заключений, взвешиваний всех "за" и "против", в том числе и чисто финансовых вопросов, связанных с тем, во что это обойдется государству и нужно ли вообще такие деньги тратить. Во всяком случае, я уверен, что решение, если оно будет принято, то будет принято очень взвешенно.
Если вас интересует мое личное мнение, то мне кажется, что должна быть одна столица со всеми столичными функциями, а другие регионы, другие города могли бы нести иную нагрузку. Если развита наука и культура, то почему бы не сделать тот или иной регион или город, соответственно, ведущим в той или иной области науки, культуры и т.д. Тем самым мы сможем более насытить жизнь других территорий, на которые наша страна отнюдь не бедна, более интересными моментами, связанными с развитием культурных и каких-то научных направлений.
|
Ведущий: Посетители нашего сайта - юристы, руководители предприятий, поэтому есть вопросы и на правовую тематику, один из них задает Алексей. Уважаемый Георгий Сергеевич, как Вы относитесь к проекту нового лесного кодекса РФ, предусматривающего передачу участков лесного фонда в частную собственность?
|
Полтавченко Г.С.:
Правильно прозвучало в вопросе - это еще только проект. Но даже в проекте, как Вы наверное обратили внимание, предусмотрено, что приобретение лесных земель в частную собственность будет возможно только после 20 лет использования этих земель на правах аренды. Причем, насколько я усмотрел из проекта данного кодекса: очень серьезно ставится вопрос о разработке соответствующих ограничений на применение даже арендованных земель лесного фонда, чтобы максимально ограничить использование их не по назначению.
Мы сегодня строим рыночную экономику - для нас все новое. Не так давно многие считали, что нездорово, например, людям приватизировать собственное жилье, квартиру, в которой они жили до перестройки. Сегодня ни у кого уже не вызывает ни удивления, ни сомнения, что люди могут иметь собственность в виде недвижимости, в виде жилья, в виде каких-то участков земли. Может быть, придем к тому, что законодательство будет позволять гражданам приобретать земли лесного фонда в частную собственность, при условии, что граждане будут цивилизованно их использовать.
Я думаю, что главная проблема не в том, кто владеет, а в том, как владеет и как распоряжается. Если человек взял определенный участок леса, чтобы сделать там футбольное поле, значит этот человек не собирается долго жить в нашей стране и тем более не связывает будущее своих детей с нашей страной. Здесь конечно нужно будет прописывать в законодательстве соответствующие вещи, запрещающие подобный ход событий. Если человек собирается жить в этой стране, имеет возможность не просто владеть участком леса, но и заниматься еще восстановлением этого леса, эффективным использованием - почему нет. Еще раз повторяю, все, на мой взгляд, в большей степени субъективно.
|
Ведущий: Уважаемый Георгий Сергеевич! В каких субъектах РФ по ЦФО властями субъектов РФ и главами муниципальных образований нарушается федеральное законодательство? Какие субъекты РФ лидируют в этом списке? Что предпринимается по этому вопросу со стороны полномочного представителя Президента по ЦФО? Вопрос задает Виктор, г.Москва.
|
Полтавченко Г.С.:
Вопрос очень интересный, Виктор. Дело в том, что работа по приведению законодательства субъектов РФ и муниципального законодательства в соответствие с федеральным законодательством, это одна из главных задач, которая была поставлена перед нами, полномочными представителями Президента, а также, перед Генеральной прокуратурой РФ, Министерством юстиции. Мы являемся координаторами этой работы.
Выполнение этой задачи - очень объемная работа. Дело заключается не в том, чтобы привести в соответствие все законодательство, а в том, чтобы обеспечить на территории РФ единое правовое пространство. На мой взгляд, в целом эта задача решена. Если говорить по нашему округу, то за 4 года было около 1500 законодательных актов в субъектах РФ, входящих в округ, которые в той или иной степени не соответствовали федеральному законодательству. Большая их часть, около 1200 актов, сегодня приведена в соответствие с федеральным законодательством. Есть ряд актов, по которым ведутся консультации. Ставя такую задачу , надо помнить, что не всегда федеральное законодательство эффективнее регионального. Там где есть рациональное зерно, надо его брать, и на основании предложений регионов менять федеральное законодательство. Есть ряд актов, по которым мы сегодня и спорим, и ведем консультации с руководителями субъектов Федерации, законодательных органов, в том числе и органов исполнительной власти, для того, чтобы выяснить, где истина.
|
Ведущий: Уважаемый Георгий Сергеевич! Вопросов огромное количество, но время нашей конференции подходит к концу. Мы готовы полностью весь блок вопросов передать Вам. Будем признательны, если вы и сотрудники аппарата, может быть позднее, подготовите ответы для остальных граждан, кому мы не успели дать ответы.
У нас есть возможность предложить задать несколько вопросов журналистам из зала. Пожалуйста.
Сергей Гайжин, агентство «Интерфакс»: Георгий Сергеевич, как известно, сейчас обсуждается решение о замене льгот денежными компенсациями. Главное, чтобы при этом не пострадали граждане. Но хотелось бы услышать Вашу точку зрения по этому вопросу еще раз, тем более, что многие региональные лидеры, в частности Юрий Михайлович Лужков, неоднократно заявляли, что, в частности, московские ветераны в результате замены льгот денежными компенсациями потеряют от 50 до 85% средств. Что вы думаете по этому поводу? Спасибо.
|
Полтавченко Г.С.:
Спасибо за вопрос. На мой взгляд, вопрос очень сложный и щекотливый. Потому что от решения этого вопроса зависит благосостояние, а может даже и жизнь тех людей, которые на протяжении практически всей нашей истории, не только последних 10 лет, но и гораздо большего срока, не получали и не получают от государства то, что они заслужили своим трудом, своим самоотверженным участием в различных войнах, начиная со Второй мировой войны и заканчивая локальными контртеррористическими операциями.
Я считаю, что к этому вопросу надо очень взвешенно подходить. Ну и, наверное, в качестве ответа может быть стоит вспомнить то предложение, которое прозвучало на последнем совещании Президента с членами Правительства. Помните, раньше назывались одни цифры, сегодня они значительно подросли. То внимание, которое Президент уделяет этому вопросу, подвигло наших министров как следует подумать. Надеюсь, еще раз подумают. Ни в коем случае люди, имеющие право на льготы, не должны пострадать. Не должны быть ущемлены их интересы, связанные с заменой ряда льгот денежной компенсацией. Но, как вам известно, пока предусматривается это только частично. Не берутся льготы, связанные с жилищно-коммунальными вопросами. Уверен, что будет принято очень взвешенное и четко просчитанное окончательное решение. Президент этот вопрос держит на личном контроле.
|
Виталий Константинович Гапон журнал «Наша власть: дела и лица»: В 2002 году корреспонденту нашего журнала в интервью Вы сказали, что главной своей задачей видите укрепление федерализма и объединение усилий всех губернаторов. Скажите, пожалуйста, на сегодняшний день эта задача остается первостепенной или есть какие-то другие задачи?
|
Полтавченко Г.С.:
Эта задача, оставаясь первостепенной, во многом решена сегодня. Я считаю, что один из таких позитивных результатов нашей четырехлетней деятельности заключается в том, что сегодня практически все губернаторы, которые работают в ЦФО, работают на достижение одного единого результата. Исчезла та разобщенность, которая присутствовала, например, четыре года тому назад. Очень многие регионы сегодня уже без нашей помощи объединяются для решения межрегиональных проблем. Две-три области собираются и решают проблемы. Там, где необходимо помочь, естественно, они обращаются к нам, и мы им помогаем. Но главное, этот процесс, который мы запустили, сегодня подошел к такому логическому завершению. Сегодня можно поднимать любую межрегиональную программу, ее все будут решать, ну если не с удовольствием, то с пониманием, что ее надо решать сообща. Я считаю, что это залог дальнейшей работы.
|
Гапон В.К. журнал «Наша власть: дела и лица»: Так получилось, что история отвела для налоговой полиции ровно 10, чуть-чуть с небольшим лет. Ну, все профессиональны, все задачи налоговой полиции как-то остановились на неповоротливом теле МВД. Скажите, как собираются налоги сейчас, и кто собирает в Центральном федеральном округе, и достаточно ли, Вы считаете это количество?
|
Полтавченко Г.С.:
В целом по округу, да и практически по каждому региону, сегодня наблюдается рост собираемости налогов во всех без исключения регионах. Причем, как в процентных, как бы соотносительных, так и в абсолютных показателях. Это говорит о двух вещах. Более, наверное, активно стала работать наша налоговая служба и очень на это надеюсь, все-таки повышается потихонечку и культура предпринимательства. Многие стали понимать, что, наверное, все-таки есть смысл и непросто смысл, но и необходимость отдавать государству то, что ему положено.
Если говорить о упразднении налоговой полиции, да, действительно это произошло. Но мне трудно быть объективным, я в свое время стоял у истоков формирования и создания налоговой полиции на территории г. Санкт-Петербурга. Но, тем не менее, естественно, могу объективно сказать, достаточно внимательно смотрю на то, как сейчас работает соответствующее подразделение органов внутренних дел. У них был этап , может быть, подготовительный, может быть даже чуть-чуть затянувшийся. Но сегодня, во всяком случае, по той работе, которая проводится подразделениями органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями, и в частности с налоговыми, показывает то, что они достаточно быстро смогли адаптироваться к новым условиям, и сейчас работа эта ведется.
|
Ведущий: Спасибо Вам, Георгий Сергеевич, что Вы нашли время ответить на вопросы Интернет-аудитории. На наш взгляд, ответы получились очень полные и интересные, нам удалось осветить достаточно широкий спектр вопросов.
|
Полтавченко Г.С.:
Спасибо большое. До свидания.
|
|
Ответы полученные после завершения конференции
|
Вопрос: Как Вы относитесь к легализации лоббистской деятельности, которая сейчас не упорядочена и носит теневой характер?
|
Полтавченко Г.С.:
В правовом государстве все действия исполнительной власти и частных лиц должны осуществляться в рамках закона. Это относится и к лоббистской деятельности, которая существует с момента возникновения общественных взаимоотношений между людьми. Каждый старается реализовать свои собственные конкретные интересы. В сложный переходный период, в процессе коренной ломки социально-экономических отношений в нашей стране появление криминального лоббирования, к сожалению, естественное явление. В то же время роль государства, его законодательной ветви власти, правоохранительных и судебных органов заключается в том, чтобы максимально исключить теневую сторону в процессе лоббирования и направить его в правовое поле. Как представляется, лоббированием должны заниматься официально зарегистрированные организации, у которых четко определены сферы их деятельности (аграрная, промышленная, внешнеполитическая и т.д.). Общественности должны быть известны структуры, которые представляют лоббистские организации. Должен существовать государственный реестр профессиональных лоббистов. Гонорары за лоббистскую деятельность должно быть прозрачными и подконтрольными налоговым службам. И как следствие, полное запрещение заниматься подобной деятельностью государственным служащим, а значит и возможность получать взятки за решение того или иного вопроса в пользу заинтересованных структур.
|
Вопрос: Уважаемый Георгий Сергеевич! Осуществляете ли взаимодействие Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и другими правозащитными структурами? Помогаете ли им в разрешении возникающих вопросов? (Василий Иванович Ногин (Воронеж)
|
Полтавченко Г.С.:
По Указу Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, одна из основных функций полномочного представителя является организация взаимодействия с различными федеральными органами власти.
Работа с Уполномоченным Российской Федерации по правам человека и другими правозащитными организациями осуществляется в различных формах: от планирования совместных мероприятий до участия в разрешении различных проблем правозащитного характера, и взаимных консультациях.
|
Вопрос: Как Вы относитесь к развитию проекта РКС в сфере ЖКХ города Воронежа? Какие причины Вы считаете наиболее весомыми в банкротстве практически всех муниципальных предприятий ЖКХ города Воронежа? (Щипановская Наталья (Воронеж)
|
Полтавченко Г.С.:
Наверное, не только город Воронеж испытывает трудности в области реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Честно признаюсь, я не сторонник подхода «искать и найти «крайнего». Все мы знаем, как болезненно происходит процесс преобразования в этой сфере. Если раньше ЖКХ было дотационно-затратной отраслью (его содержание включалось в цену товаров, производимых на данной территории), то с переходом к рыночной экономике «социалка» была передана в муниципальную собственность. Одновременно жильё приватизировалось, владельцами квартир становились уже конкретные собственники, а не абстрактное «государство». В результате доля частного жилья в целом по России превышает ныне 60%, в то время как в товарищества вступили лишь 6% собственников жилья.
Прямо скажем, на данном этапе отрасль считается «планово-убыточной». И если посмотреть более широко, сделать «срез» по другим регионам и городам, а не заострять особое внимание на Воронеже, то мы увидим, что основная масса предприятий ЖКХ обанкрочена. Их долги превышают полугодовой объём предоставляемых ими услуг, причём на 80%, эти долги представляют собой обязательства, которые не оплатили предприятиям ЖКХ бюджеты разных уровней. Поэтому проблема эта многоплановая, и решать её нужно именно комплексно.
Компания (ОАО) «Российские коммунальные системы (РКС)» сравнительно недавно образовалась и функционирует на базе финансовых ресурсов крупных банков, корпораций и холдингов. Идея, заложенная в фундамент при организации этой компании, – в целом положительная, я бы даже сказал – прогрессивная: максимально эффективно использовать деньги и инвестиционные средства в целях «вытягивания» отраслей ЖКХ из долгового кризиса и решения их проблем.
РКС осуществляет свою деятельность, помимо Воронежа и области, ещё во многих субъектах Федерации, входящих в состав ЦФО: Калужской, Тамбовской, Тверской, Смоленской, Ярославской областях. В принципе основной идеологией РКС является работа с наиболее прибыльными проектами, а в последующем – и с менее привлекательными проектами. Подобная стратегия к тому же позволяет ориентировать значительные финансовые ресурсы на выполнение (правда, посредством «побочного» эффекта) в том числе и социальных обязательств крупного бизнеса. Это можно только приветствовать.
Правительство считает, что для вывода отрасли из кризиса необходимы пять лет и, по разным оценкам, от 300 до 500 млрд. руб. Наверное, одними инвестициями отрасль не поднять. Может быть, одна из основных причин нынешнего кризиса ЖКХ лежит в другой, институциональной плоскости. Это и банки, которые дают кредиты на жильё (в т.ч. ипотечные), и строители, наконец, сами жильцы, которые должны иметь гарантии, что деньги, затраченные ими на жильё, можно в любой момент возвратить. Кроме всего прочего, реформа ЖКХ в первую очередь – это реформа собственности.
26 мая Президент России обратился с Посланием Федеральному Собранию страны. В нём большое внимание уделялось именно содействию и повышению доступности механизмов жилищной политики для основной части населения. Действительно, вопрос этот давно уже «перезрел», необходима реформа системы управления. Одной из причин, кстати, почему ЖКХ является не привлекательным сектором для инвестирования, служит сложившаяся неэффективная система хозяйствования. А в настоящее время на сферу ЖКХ ложится не только экономическая, но и большая социальная нагрузка. В случае, если социальные обязательства будут выполняться за счёт региональных и федерального бюджетов, возможно увеличение привлекательности отрасли для инвестиций.
По всей видимости, необходимо завершение работы по созданию системы определения экономически обоснованного уровня тарифов. Как показали результаты «эксперимента» в Воронежской области по установлению 100% тарифов на газ, воду и тепло, одномоментное увеличение не приносит никакого положительного экономического эффекта, а только стимулирует нарастание социального напряжения.
Нам ещё предстоит провести координацию работы субъектов Федерации по реструктуризации коммунальных электроэнергетических предприятий в рамках реформирования РАО «ЕЭС России», а также подвести итоги эксперимента по применению экономической модели реформирования ЖКХ и распространения данного опыта на все регионы.
|
Вопрос: Какие меры предпринимаются Вами в целях противодействия терроризму? В Москве эта проблема особенно актуальна. Существуют ли и разрабатываются ли какие-то программы, нацеленные на противодействие терроризму на территории ЦФО?
|
Полтавченко Г.С.:
В Центральном федеральном округе осуществляется целый комплекс организационных мероприятий по выявлению и предупреждению террористических актов.
Была создана Антитеррористическая комиссия Центрального федерального округа. В целях предупреждения и ликвидации угроз терроризма разработан план мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов и силовых ведомств в момент возникновения и ликвидации террористических угроз.
Начиная с 2003 года заместителями полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, Главными федеральными инспекторами субъектов Российской Федерации проведено более 300 проверок объектов повышенной опасности, оказана методическая и консультативная помощь в образовании в субъектах Российской Федерации Центрального федерального округа антитеррористических комиссий, взаимодействие с которыми осуществляется на постоянной основе.
|
|
Полный список вопросов
|