«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция
Первого заместителя Министра Российской Федерации
по связи и информатизации
Андрея Викентьевича Короткова
26 июня 2002 года 11:00 мск
26 июня в 11:00 по московскому времени началась Интернет-конференция
Первого заместителя Министра Российской Федерации
по связи и информатизации
Андрея Викентьевича Короткова.
В интернет-конференции принимают участие: член Наблюдательного Совета, Председатель Экспертного Совета ПРИОР Юрий Евгеньевич Хохлов, директор компании "Гарант" Першеев Дмитрий Викторович, вице-президент Rambler Internet Holding Засурский Иван Иванович, директор компании "Гарант-Интернет" Солдаткин Алексей Евгеньевич, главный редактор журнала "Законодательство" Наталья Викторовна Ткаченко.
К началу конференции было получено свыше 100 вопросов.
Ведущий Интернет-конференции – Шаманов Евгений Вячеславович (компания "Гарант").
|
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я с удовольствием представляю гостей и участников нашей конференции.
Интернет-конференция проводится компанией “Гарант”. Здесь присутствует ее директор – Дмитрий Викторович Першеев; компанией “Рамблер-Интренет-Холдинг”, здесь – Вице-Президент компании Засурский Иван Иванович и компанией “Гарант-Интернет”, ее директор – Солдаткин Алексей Евгеньевич. Для вступительного слова я предоставляю микрофон Засурскому Ивану Ивановичу.
|
И.И. Засурский: Спасибо! Очень приятно увидеть вас всех здесь!
Необходимо сказать, что эта конференция – теперь далеко не первая интернет-конференция, которую мы организовываем совместно с компаниями "Гарант" и "Гарант-Интернет".
Мы очень довольны этой серией инициатив, потому что очень важно, чтобы высшие государственные чиновники страны имели возможность отвечать напрямую на вопросы людей, которые у них возникают.
Я хочу поприветствовать людей, которые сегодня пришли к нам и сказать, что за все то время, за которое мы проводим интернет-конференции – для меня эта самая интересная, потому что все, что мы делаем через интернет, касается и Интернета тоже.
Сегодняшняя тема – "Электронная Россия" – очень важная программа, от которой очень много что зависит. Я очень признателен нашим партнерам, очень признателен нашим гостям за то, что они нашли время и, соответственно, передаю слово ведущему. Спасибо!
|
Ведущий: За неделю интернет-аудитория предоставила множество интересных вопросов. Их более сотни. Мы сейчас выбрали наиболее важные из них и хотим предложить их вниманию для наших уважаемых гостей.
Первый вопрос, спрашивает Галина из Москвы: Программа "Электронная Россия" рассчитана до 2010 года. Вы уверены, что через насколько лет меры, намеченные в программе, будут актуальны для реализации? Не секрет, что информационные технологии развиваются очень стремительно.
|
А.В. Коротков:
Добрый день! Я рад приветствовать всех тех, кто находится в зале интернет-пресс-конференции, а также всех тех, кто видит нас сейчас по трансляции на различных сайтах, в том числе на сайте "Гаранта" и сайте "Рамблера"!
Я благодарю за предоставленную возможность обсудить важные темы, которые связаны с развитием информационных технологий здесь, в России, и первый же вопрос, который вы мне задаете, он очень интересен и очень важен! Действительно, технологии развиваются стремительно, и, конечно же, мы не можем предугадать, что будет, как будут выглядеть эти технологии спустя восемь лет, а Программа рассчитана именно на такой срок.
Надо напомнить, наверное, что персональный компьютер-то был изобретен всего двадцать пять лет назад, а пять лет назад я вспоминаю свой первый мобильный телефон – он выглядел, как коробка, которую нужно было носить через плечо, желательно с помощью какого-нибудь товарища! Так что действительно, технологии развиваются стремительно, и я считаю, что уже через 3-4 года десктопы, которые сегодня олицетворяют собой развитие информационных технологий, будут выглядеть совершенно по-другому. Во что они трансформируются, сейчас трудно сказать, хотя, наверно, можно сказать, что это будет что-то среднее между телефоном, записной книжкой или блокнотом для записи. Вот что-то вроде того, на чем можно будет писать, или чему можно будет диктовать, и что будет уже трансформировать ваш голос в текст. Он будет снабжен мощной поисковой машиной, которая будет использовать элементы искусственного интеллекта. Этот прибор, назовем его “коммуникатор”, будет подключен к Интернету по высокоскоростному доступу, какой именно технологии, я не могу сказать, но он будет общаться с Сетью. Пользователь, то есть любой из нас гражданин, отдельно взятая личность, будет иметь возможность получить ту информацию, которая ему будет нужна, в любой точке, не особенно задумываясь, что там внутри. Да и в конечном счете, нас это, наверно, не должно особо волновать, если мы не производители этих самых приборов. Я, например, не хотел бы думать о том, что там внутри. Я бы хотел просто иметь возможность общаться, получать ту информацию, которая мне нужна, и быть включенным в единое инфокоммуникационное пространство, или, если вспомнить мое первое образование, а я занимался структурной лингвистикой и был большим поклонником Ю.М. Лотмана, то мы можем говорить, например, о семиосфере. Вот, наверно, жителям этой самой семиосферы – знаковой вселенной – хотелось бы быть с помощью этого "коммуникатора". “Электронная Россия”, конечно, не может предугадать все эти технологии, но мы и не старались этого делать, когда занимались описанием общих контуров развития инфокоммуникационных технологий на ближайшую перспективу. Мы пытались действительно задать некие общие параметры. Мы не прописывали, какие нужны будут коммуникаторы, как должна выглядеть конкретно сеть какого уровня.
Специалисты нам потребуются для того, чтобы это все могло сложиться, и если вы внимательно почитаете “Электронную Россию”, саму Программу, то вы поймете, что действительно там заложен очень большой простор для фантазии. Кроме того, мы очень надеемся на то, что благодаря координации усилий министерств и ведомств, негосударственных организаций, стремительно развивающегося российского инфокоммуникационного бизнеса, мы сможем корректировать показатели Программы “Электронная Россия”. И уже сейчас понятно, что нам нужно будет вносить в ее характеристики некие изменения, разбивки по годам, по срокам исполнения тех или иных проектов, и в этом мы видим роль межведомственной комиссии, которая будет в скором времени сформирована.
Поэтому жестких рамок нет, простор для фантазии большой, тема открыта, тема открыта для обсуждения не только в Москве, но и в регионах. Каждый регион сейчас волен выбирать ту модель развития, которая ему интересна, но единственное, что нужно помнить, что нужны единые стандарты, нужны единые подходы, нужно так, чтобы одна программа понимала другую, чтобы мы не изобретали велосипедов в каждом отдельно взятом поселке или деревне, и могли по максимуму использовать тот значительный потенциал, который накоплен уже сегодня отечественными разработчиками, и, тем более, будет накоплен за время исполнения этой программы. Вот, собственно, и все.
|
Ведущий: Спасибо, Андрей Викентьевич! Следующий вопрос задает Иван из Москвы: Существуют ли аналогичные программы в развитых странах или информатизация общества в этих странах идет естественным путем?
|
А.В. Коротков:
Программы такие существуют во многих странах. Совсем недавно, с 18 по 21 июня, я принимал участие в заседании Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам Информационных технологий и Информационного общества и я хочу сказать, что было 77 выступающих из разных стран. Начиная с африканских стран, и заканчивая самыми передовыми и развитыми, продвинутыми странами в сфере информационных технологий. И все говорили, что аналогичные программы существуют, что разные средства на эти программы затрачены: кто-то ищет помощи на стороне, кто-то надеется на собственные силы. Но понятно уже одно, что те самые "цифровые разрывы" или "цифровые пропасти", то, что описывается английским термином "digital divide", это – не самостоятельная проблема. Она глубоко взаимосвязана с проблемами экономического неравенства, которое складывается в мире, и информационные технологии способны строить мосты между этими возникающими разрывами, они повернуты во благо всего человечества, поэтому те страны и те бизнесы, которые располагают возможностями для продвижения своих технологий, они щедро делятся этими технологиями с другими странами. Будь то решения в области электронного правительства, электронной коммерции, электронного документооборота, любую проблему, которую не возьми, – находятся энтузиасты, которые готовы делиться своими технологиями! Это очень положительный факт и хорошо, что в этом едином потоке устремились не только государственные структуры, но и негосударственные организации в лице ООН, и так называемых структур гражданского общества, т.е. граждан – нас с вами. И бизнесов, которые заинтересованы в продвижении своих технологий.
Россия не стоит в стороне от этих процессов. Мы предлагаем свои услуги в области телемедицины, дистанционного образования, в конце концов, мы выступили с инициативой сделать проект, который по-английски называется IDentity, т.е. самоидентификация. Мы хотим, чтобы с помощью Интернета, с помощью новых информационных технологий каждый народ, каждая культура, каждый социум мог бы запечатлеть свой след в анналах истории, чтобы никто не потерялся, чтобы все многообразие культур было высвечено. И этот проект нашел поддержку в ЮНЕСКО. А тематика дистанционного образования и электронного здоровья, так называемого E-Heath, он традиционно силен в России, и мы надеемся и дальше концентрировать свои усилия в этих направлениях. По крайней мере, то, что будет обсуждаться сейчас на "большой восьмерке" в Кананаскисе, будет связанно именно с этими предложениями, которые будут исходить от "большой восьмерки", от лидеров, и от группы "DOT Force" в том числе, я надеюсь, от российской стороны.
|
Ведущий: Спасибо!
Следующий вопрос задает Светлана из Барнаула: Андрей Викентьевич, как планируется скоординировать деятельность всех тех органов, которые являются ответственными за разработку и легализацию разных направлений Федеральной целевой программы "Электронная Россия"?
|
А.В. Коротков:
Министерство связи и информатизации Российской Федерации является координатором программы "Электронная Россия". Для такой координации создана Дирекция программы и я назначен директором этой Дирекции. В Дирекцию входят представители всех семи государственных заказчиков "Электронной России", и мы обсуждаем не только единые подходы к стандартам и задачам, которые поставлены в ходе реализации Программы, но и в будующем планируем координировать проведение тендеров, конкурсов для того, чтобы не тратить деньги на одно и то же в разных министерствах, чтобы усилия и министерств и региональных властей были направлены в единое русло. Мне кажется, что именно такую задачу поставили перед нами в Правительстве Российской Федерации, когда говорили о том, что "Электронная Россия" должна стать Программой, аккумулирующей усилия региональных властей, федеральных властей, структур гражданского общества на то, чтобы мы с наименьшими финансовыми затратами и с наибольшей пользой для дела добились той высокой цели, которую поставили перед собой – широкого распространения информационных технологий для развития экономики нашей страны и, главное, для того, чтобы наша жизнь стала более удобной, более безопасной, более комфортной во всех ее сферах, которые так или иначе пересекаются с информационными технологиями.
|
Ведущий: Следующий вопрос, вернее это группа вопросов, которая касается участия отечественных разработчиков программного обеспечения в "Электронной России". Вот некоторые из них:
Почему в программе никак не отражена основа любой информатизации – поддержка отечественных разработчиков ПО, в том числе некоммерческих (open source)? – спрашивает Евгений из Московской области. Другой вопрос, Николая Михайловича из Челябинска: в последнее время проводится много целевых программ по информатизации. Как правило, в результате закупаются серверы с компьютеры, системное ПО. Все деньги уходят на Запад. Понятно, что нет российских операционных систем, но есть масса прекрасного прикладного ПО. Планируется что-либо сделать, чтобы деньги оставались и работали в России? Чтобы в рамках конкурсов и тендеров российские производители пользовались большим приоритетом?
|
А.В. Коротков:
По поводу государственного заказа на программное обеспечение. Такой заказ будет существовать. Мы работаем в данном направлении и будем закладывать необходимые цифры в бюджеты следующих лет, не только связанных с "Электронной Россией", но и в целом связанных с планами как нашего министерства, так и других министерств, которые занимаются данной проблематикой, я имею ввиду Министерство науки и технологий. Совсем недавно вместе с делегацией российских ученых я принимал участие в совещании в Брюсселе, связанном с развитием научных сетей, и я хочу сказать, что наши академики, наши ученые, которые занимаются прикладным "софтом", и в строительстве суперкомпьютера, и в такой интересной новой среде, как грид, специалисты понимают, о чем я говорю. Мы продвинулись далеко вперед, мы отнюдь не позади Европы, во многих решениях мы даже опережаем эти компании.
Компьютерные мощности загружены хорошо (научные), и это заслуга отечественных разработчиков, отечественных производителей программного продукта, и таких компаний много! Если говорить о том, что тратим деньги, и деньги перекачиваем на Запад, не готов с этим согласиться, потому что вы знаете, – мы проводит тендеры на выполнение тех или иных работ. Компании, которые побеждают в этих тендерах, вольны дальше выбирать, какую именно технику, какой именно "софт" им нужен для того, чтобы выполнить с наилучшим успехом поставленные перед ними задачи. И это совсем не значит, что будет закуплен западный "софт", или будут компьютеры только западного производства. У нас достаточное количество российских производителей компьютеров и они, безусловно, сегодня, по крайней мере, по ценам своих западных конкурентов. Не все же гоняются только за именами на компьютере. То есть здесь, как всегда, должна быть возможность выбора. В этом прелесть проведения таких тендеров и использования таких возможностей, которая открывает рыночная экономика. Другое дело, что эти тендеры должны быть "прозрачны" и понятны всем их участникам, для этого существуют механизмы, – те же самые сетевые технологии.
У нас на сайте Министерства связи можно найти и условия этих тендеров и дополнительную информацию, точно также эти условиях есть и на сайтах других министерств – Государственных заказчиков Программы. Объявления о тендерах публикуется в прессе, в специальном издании, которое издается под эгидой Минэкономики - "Тендеры и торги". Вот здесь есть большое поле для совместной работы. Я думаю, что мы как поддерживали, так и будем поддерживать наших отечественных разработчиков "софта", а что касается “открытых источников” – это интересная тема, эта важная тема и здесь тоже надо думать, где именно должно быть применено, в каких объемах и какие заказы делались и будут делаться на первом этапе. Мы решим, что нам нужны программы, именно "открытых источников", и нам нужно внедрить куда-то в какие-то решения, именно такие подходы, то мы потратим деньги на эти разработки.
|
Ведущий: Следующий блок вопросов касается деятельности Партнерства по
развитию информационного общества в России, и хотелось бы адресовать их Вам
и Юрию Евгеньевичу Хохлову.
Вопрос Олега из Челябинска: В настоящий момент существует огромнейшее
количество ассоциаций, объединений, партнерств, основная задача которых -
паразитировать на отрасли, получая членские взносы, изображая активность и
лоббирование интереса. Насколько я понял, в настоящий момент Вы является
председателем наблюдательного совета ПРИОР. Расскажите, пожалуйста, в чем
отличие данной организации от остальных объединений? Что можно назвать из
конкретных достижений?
Еще один вопрос на ту же тему, спрашивает Марат из Казани: Расскажите
подробнее, чем конкретно, а не декларативно, собирается заниматься ПРИОР,
будет ли он участвовать в конкурсах, проводимых в рамках федеральной целевой
программы "Электронная Россия"?
|
А.В. Коротков:
На первый вопрос я отвечу таким образом. ПРИОР - это
структура негосударственная, это добровольное объединение компаний,
негосударственных структур, структур гражданского общества, которые
объединились для того, чтобы решать совместные задачи. В чем проявляется
паразитизм этой организации, не знаю, мне как-то трудно об этом судить,
по-моему, здесь просто некорректно поставлен вопрос. Наверное, если люди
объединяются по каким-то принципам для решения каких-то задач в ассоциации,
в объединения, в рабочие группы, то в этом есть интерес, именно у тех, кто
объединяется в такие группы, ведь мы не оказываем никакого давления (мы, как
министерство), на создание подобных ассоциаций. Их довольно много. И хорошо,
что мы, собственно говоря, не подталкиваем кого-то к созданию таких
ассоциаций, это было бы неправильно совершенно.
Когда мне предложили войти в ПРИОР, и когда я почитал уставные документы
этой организации, и мне предложили возглавить ее Совет, то я посчитал за
честь участвовать в такого рода объединении. И считаю, что оно отвечает тем
потребностям, которые существуют у меня, как у государственного чиновника,
для доведения своей позиции до участников этого диалога, с одной стороны. А
с другой стороны, я считаю, что это способствует укреплению авторитета такой
организации, как ПРИОР, поэтому я участвую не только в ПРИОРе, - я участвую
во многих общественных объединениях в качестве и члена наблюдательного
совета, и на правах партнера, равноправного в таких объединениях. Поэтому я
считаю, что это процесс правильный, если где-то вам известны факты о том,
что кто-то на ком-то паразитирует, то хотелось бы понять более точно, что вы
имеете в виду. И такие обвинения, на мой взгляд, не совсем корректны.
Ю.Е. Хохлов: Я добавлю несколько слов по поводу партнерства, и я думаю, что
вопрос, который задан, оба вопроса, связаны с тем, что недостаточно знакомы
те, кто спрашивает, с деятельностью партнерства. Поэтому я, прежде всего,
рекомендую посетить сайт Партнерства для развития информационного общества
России и увидеть там и конкретные дела, и декларации. Я хотел бы добавить
два слова еще по поводу того, что сказал Андрей Викентьевич, отвечая на
вопросы о том, существуют ли подобные программы, как "Электронная Россия" в
других странах, и с чем связана деятельность ПРИОРа, в частности.
Во-первых, ситуация заключается в том, что это была одна из рекомендаций
созданной специально целевой группы стран "большой восьмерки", которая
работала в течение двух лет ("DOT Force"). И одна из рекомендаций заключалась
в том, что на нынешнем этапе перехода от индустриального общества к
информационному каждая из стран, будь то развитая или
развивающаяся, должна иметь свою стратегию и свою программу действий
осуществления целенаправленного такого перехода. Это первое.
Второе: эта проблема настолько масштабна, она стоит перед всей цивилизацией
перехода к новому состоянию, что решить ее в одиночку нельзя. Нельзя решить
ее отдельно государству, нельзя решить ее бизнесу, который во многом
является движущей силой, нельзя решить ее гражданскому обществу, которое
должно высказывать от имени всего общества свои потребности, нельзя решить
это науке и образованию, которое первым порождает и потребляет современные
технологии, нельзя решить донорам и инвесторам, которые готовы помогать тем
или иным развивающимся странам. Проблема заключается в том, и суть этого
движения заключается в том, что эту, наиболее сложную проблему перехода к
новому состоянию, можно решить только совместными усилиями. Это была
основополагающая идея, которая лежит в основе формирования партнерства для
развития информационного общества, в котором вовлечены все основные силы
электронного развития. И государство, и бизнес, и гражданское общество, и
научно-образовательное сообщество, и представители отечественных и
российских международных донорских организаций и инвесторов. Поэтому с этой
точки зрения мы, как раз, в этом смысле представляем достаточно уникальное
образование, - сейчас в ПРИОРе вы можете увидеть состав участников, - это
156 организаций из самых разных регионов России, это не только российские
организации, есть несколько зарубежных компаний и транснациональных
корпораций, которые участвуют в этом. Причем степень участия самая разная.
Здесь есть и очень маленькие компании, некоммерческие партнерства, и крупные
транснациональные корпорации, которые точно так же вовлечены в эту
деятельность.
По поводу паразитирования я хочу сказать, что участие в партнерстве и
принадлежность к нему не означает никаких членских взносов, никто никаких
денег не платит и не тратит! Суть вовлечения в партнерство заключается в
том, что здесь вы можете выстраивать соответствующие партнерские отношения
между различными группами, между бизнесом и гражданским обществом, между
государством и научно-образовательным сообществом, для решения совершенно
конкретных задач, для реализации проектов, которые направлены на развитие
информационного общества у нас в стране. И одна из первостепенных задач,
которая стоит перед ПРИОРом - это, по сути дела, широкое обсуждение на
национальном уровне той национальной программы перехода России к
информационному обществу, которая сейчас крайне необходима.
В России, к сожалению, нет такой стратегии, в отличие от других стран, и это
одна из первостепенных задач, которая сейчас
перед нами стоит. И я думаю, что ПРИОР, в
котором представлены все основные силы этого общества, готов осуществлять
такое обсуждение и подготовку такой национальной программы. "Электронная
Россия"- это один большой, серьезный камень в фундаменте будущего
информационного общества у нас в стране!
А.В. Коротков: Если можно, я еще два слова скажу. ПРИОР сейчас взял на себя
очень важную и ответственную миссию. 29 апреля нынешнего года в Женеве
состоялось учредительное собрание Региональной
европейско-центральноазиатской сети целевой группы по информационным и
коммуникационным технология Организации Объединенных Наций, простите за
такое длинное название, но именно так оно звучит. Для управления этой новой
региональной сетью, а такие сети создаются по решению целевой группы по ИКТ
Организации Объединенных Наций, их всего пять, таких региональных сетей.
Для
управления нашей европейско-центральноазиатской сетью было выбрано два
ключевых города, - это Женева и Москва. Мы очень серьезно бились за то,
чтобы получить такой пункт управления этой сетью - Москву. И надо сказать,
что это делал не только я, как представитель Министерства связи, но и ПРИОР,
который был представлен широким кругом участников, не только из России, но и
стран СНГ, из других регионов. И, благодаря усилиям ПРИОРа, сейчас такой
секретариат (технический) создан в Москве, он уже начал действовать.
Выработаны семь, по-моему, рабочих групп, сформировано семь рабочих групп
по направлениям. Среди них: развития человеческого потенциала, т.е.
обучение, можно сказать, и все, что с этим связано, это и
бизнес-приложения и дешевый доступ в Интернет, это национальные и
региональные стратегии, т.е. это очень важные ключевые моменты, из которых
складывается любая национальная программа и региональная программа развития
информационного общества. И деятельность этой новой сети будет направлена
сегодня, в первую очередь, на подготовку первого этапа всемирного саммита
информационного общества, который пройдет в Женеве в декабре 2003 года.
На
этот саммит ожидаются руководители государств, правительств, и
представители негосударственных организаций и бизнеса, которые должны
определить критерии этого нового информационного общества. Может быть,
следует подумать о принятии декларации информационного общества. В
частности, сейчас обсуждается возможность введения юридического термина,
как "доступ к информационно-коммуникационным технологиям" в перечислении
прав человека, но это вопрос тонкий, деликатный, требует серьезного
обсуждения: Вот для этого я надеюсь использовать многочисленные
информационные площадки, в том числе, и, может быть, в первую очередь,
площадку ПРИОР.
Ведущий: Спасибо, Андрей Викентьевич, спасибо Юрий Евгеньевич! Хочется добавить, что и компания «Гарант» и компания "Rambler- интернет холдинг" с недавнего времени присоединились к Партнерству. Мы надеемся, что через какое-то время и мы сможем также отвечать на эти вопросы и сообщать о каких-то конкретных делах, в которых нам удалось поучаствовать.
|
Ведущий: Следующий блок вопросов касается Федеральной программы «Электронная Россия» и тех конкурсов, которые уже проводились. Вопрос задает Марина Леонидовна из Кемерово: Хотелось бы понять – все те конкурсы в рамках «Электронной России», которые сейчас проводятся и частично уже проведены разными органами (Минсвязь, Минпромнауки, Минэкономразвития), – проводятся ли они по общим принципам, или каждый орган проводит их по своему разумению? Имеется в виду не процедурные вопросы, а то, по каким критериям проводится отбор? Другой вопрос от Алексея из Москвы: как Вы прокомментируете итоги первого открытого конкурса в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия"? Как известно, существенную часть заказов получили государственные организации, контролируемые Минсвязью.
|
А.В. Коротков:
По поводу координации – безусловно, координация существует, и на первом же заседании Дирекции «Электронной России» мы договорились о неких общих критериях и подходах, которые мы будем проводить в ходе предстоявших тогда тендеров и торгов. Согласен с тем, что, наверно, эта координация пока еще недостаточна, и мы проводим очень большую работу для того, чтобы она стала глубже и сильней, особенно имея в виду, конечно, региональный аспект. Уже в 2003-2004 годах предстоит второй этап реализации «Электронной России», который будет связан с созданием пилотных проектов, как в федеральном центре, так и в регионах России. И здесь будет крайне важна координационная роль самой Дирекции и Министерства связи, как министерства, координирующего эту деятельность.
Мы проводим серьезную работу для того, чтобы более тесно взаимодействовать со всеми государственными заказчиками программы «Электронная Россия».
А по поводу того, как я могу прокомментировать первые итоги конкурса, – я считаю, что очень хорошо, что эти тендеры состоялись. Это первый комментарий: тендер проведен, конкурсы состоялись, выявились победители. Совсем не факт, что победило только предприятие, которое подведомственно Минсвязи. Если вы подсчитаете итоги конкурса, то это совсем не так. Компании шли, в основном, на этот тендер, объединившись в некие команды, пулы. Представлялись очень серьезные и научные центры, включая академические институты Академии наук. И бизнес, который достаточно продвинут в той или иной сфере. Конкурс был достаточно жесткий. И я должен сказать, что Минсвязи, хотя и координировало эту работу, но отнюдь не было ключевым игроком при подведении итогов этого тендера. Для этого были созданы экспертные группы, в которые были включены представители научного мира, академики, доктора наук, кандидаты наук, представители бизнеса, не впрямую связанные с тем или иным направлением работы. Специально была оговорено, что та компания, которая будет сама участвовать в проведении конкурса, не имеет права выставлять своего кандидата в такие команды группы экспертов. Возглавлял этот экспертный координационный совет академик Савин Геннадий Иванович, директор суперкомпьютерного центра АН, человек очень авторитетный и известный в стране. Он комментировал итоги этого тендера и считает, что он прошел очень успешно.
Мы надеемся, что это только первый из таких тендеров. Уже в ноябре и декабре этого года наше министерство должно провести тендер на второй этап, который будет на следующие два года, на пилотные проекты. Там гораздо больше денег, гораздо больше возможностей. И совсем не факт, что победят те компании, которые выиграли первый этап конкурса. Мы ждем новых заявок, новых участников на эти торги! И очень верим, что будут выбраны наиболее удачные решения, которые зададут вектор развития инфокоммуникационного сектора на ближайшие несколько лет.
Ведущий: Спасибо.
|
Ведущий: Следующий блок вопросов, касается участия регионов в Федеральной программе «Электронная Россия». Как Правительство намерено реализовать федеральную программу, если ни один регион не участвует (судя по конкурсу Минсвязи) в реализации программы непосредственно? – спрашивает Альберт из Владикавказа.
Как можно принять участие для реализации программы на местном уровне и что для этого нужно сделать? – спрашивает Виталий из Читы.
Наталья из Чебоксар, работает в небольшой информационной компании в Чувашии: «Скажите, где можно получить информацию о тендерах и конкурсах, проводимых в рамках программы в нашем регионе? Мы хотели бы принять участие, но не знаем, как это сделать. Спасибо».
|
В.А. Коротков:
Информацию о конкурсах можно получить либо на нашем сайте, сайте Министерства связи, либо на сайтах министерств-заказчиков, Государственных заказчиков по тем или иным темам. Все это достаточно прозрачно и мы не делаем из этого никакой тайны! Публикуется в газете «Конкурсы и торги» информация о тендерах, поэтому я не вижу здесь большой проблемы. Что касается того, почему регионы не вовлечены в эту работу, ну, я думаю, у вас опять не полная информация, наверное, на эту тему.
Дело в том, что регионы самостоятельно развивают огромные блоки, связанные и координирующиеся с программой «Электронная Россия». Мы ведь начинаем не с чистого листа, и слава богу! «Электронная Россия», она не на пустом месте возникла.
Одна из задач «Электронной России» – соединить вместе усилия, которые предпринимались различными ведомствами, министерствами, региональными властями, и соединить это все в единое целое, выработав некие единые правила, подходы, решения, стандарты. Вот в этом мы видим возможность не только экономии значительных средств (государственных), но и возможность выбора правильного вектора движения не только нашей экономики, но и в целом развития всего сектора.
Я думаю, что здесь можно много на эту тему говорить о том, что делается в регионах. Я уже участвовал во многих региональных конференциях, посвященных "Электронной России", – Приволжский округ, Уральский округ, Дальневосточный округ, Северо-западный, Центральный… Да, в общем, во всех округах такие конференции уже были проведены, и поверьте, очень много делается вместе, и мы планируем, что эти пилотные проекты, начиная с 2003-го года, как раз и нацелены, в основном, на российские регионы, так что здесь есть возможность для взаимодействия. Ну вот я вижу, у вас (Ю.Е. Хохлову – ред.) еще есть какие-то комментарии на эту тему.
Ю.Е. Хохлов: У меня есть. Я хотел бы добавить, это опять-таки, как ни странно, для людей, пользующихся Интернетом, не иметь полной информации, потому что вся эта информация в Сети есть! Я могу сказать, что точно также на Российском портале развития есть специальный раздел, посвященный "Электронной России", где собраны все конкурсные документы по конкурсам "Электронной России".
Я как раз хотел добавить, что в апреле этого года Министерство экономического развития и торговли объявило конкурс, специальный конкурс для участия регионов, для участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления. В конце прошлой недели закончился прием заявок на этот конкурс. Поступило более 170 заявок от органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, и сейчас осуществляется экспертиза этих заявок с тем, чтобы поддержать соответствующие региональные инициативы. Было более тридцати программных мероприятий "Электронной России", в которых возможное участие регионов предложено. И, как только будут отобраны лучшие заявки (речь идет о том, что несколько десятков проектов будет отобрано), будет осуществляться (реализация) за счет тех средств, которыми распоряжается Минэкономразвития, как Государственный заказчик, – оно отвечает за эти пункты программного мероприятия. Будут осуществлены и проведены, в сентябре, скорее всего, совместные конкурсы федеральных органов власти и региональных органов власти по выбору исполнителей на реализацию конкретных проектов, – и это пример того механизма, как будут осуществляться соответствующие координирующие действия на региональном и федеральном уровне. И еще одна вещь, которую я хотел тоже вам сказать, связана с тем, что вот эта процедура принятия новых заявок, и механизм направления идей, – какие проекты на региональном уровне или, может быть, даже на федеральном уровне необходимо реализовать в последующие годы. Этот динамический механизм формирования программы является очень важным, и я думаю, что не менее важным было бы запустить этот механизм не только для региональных органов власти, но и для представителей бизнеса, гражданского общества, даже для отдельных творческих коллективов, которые бы предлагали свои идеи, какого типа проекты по использованию информационных, коммуникационных технологий нужно включить в последующем для реализации в рамках "Электронной России".
Вот такой вот творческий конкурс идей крайне важен нам, для того, чтобы мы не задавали вопросы, которые тоже есть среди той сотни, которая пришла, – кто формировал эту программу? – неизвестно, как она разрабатывалась? – почему те или иные проекты и программные мероприятия там оказались?.
Я думаю, что нужно открыть возможность для всех предложить свои идеи, и после этого путем экспертных оценок отобрать те лучшие идеи, которые в последующем должны превратиться в проекты и программные мероприятия в рамках электронной России будущего.
А.В. Коротков: У меня в этой связи появилось конкретное предложение: давайте мы вместе с "Гарантом" и вместе с "Рамблером", и вместе с ПРИОРом, и нашим министерством, и поговорим с другими госзаказчиками, – сделаем перекрестные ссылки (В Интернете – ред.) друг на друга для того, чтобы наши пользователи в регионах могли легче находить необходимую информацию! Я думаю, это не сложно сделать сетевым способом, и попросить заодно тех, кто имеет такую возможность в регионах, тоже, соответственно, сделать ссылки на наши сайты. Мы с удовольствием сделаем перекрестные ссылки на ваши источники, если это связано с "Электронной Россией". Таким образом, может быть, мы сможем помочь тем, кто ищет правильную информацию, быстрее ее находить!
Ведущий: Спасибо за ответ, спасибо за предложение. Я думаю, мы должны им воспользоваться.
|
|
Полный список заданных вопросов
|